35media.ru

«Не пойду в школу, не хочу учиться!»

«Для меня было шоком, когда в сентябре мой сын Денис заявил, что учиться ему неинтересно, уроки он делать не будет и в школу не пойдет. Денис перешел в третий класс. Второй закончил на пятерки. Что делать?» — обратилась к нам Ольга Леонидовна.

«Папа у Васи силен в математике…»

Учебный год только начался. И наверное, Ольга Леонидовна не одинока в своих тревогах и волнениях. Сегодня никто не удивляется тому, что в первый класс идет не только ребенок, но и его родители. А то и дядя, тетя, дедушка, бабушка. У каждой семьи свой список. Почему так много родственников подключается к подготовке домашних заданий, когда ребенок учится еще только в начальных классах?

— У нас каждый день сделать домашнее задание — все равно что выиграть битву, — рассказывает «Речи» Ольга Леонидовна. — Муж не хочет вмешиваться в учебный процесс: у него нервы не выдерживают. А мне приходится. Русский, математика, окружающая среда… Вроде задачки простые: красная лента на 7 см длиннее, чем белая, а зеленая лента на 10 см длиннее, чем красная. На сколько сантиметров зеленая лента длиннее, чем белая? Но я начинаю сомневаться, звоню младшей сестре, она у нас с математикой дружит. Разбираемся, но не всегда ее знания годятся для задачек теперь уже за третий класс. Делаем русский — звоним тете, она в свое время преподавала русский язык и литературу в школе. Ее ответы не всегда соответствуют требованиям школы. Она мне: «Нас так учили». И не возразишь, но мне-то нужно правильно, а не как учили. Побудительные предложения, вопросительные, типы речи… Голова идет кругом. А тут еще проекты как отдельные задания. Каждый вечер готовить уроки — мука. Делаем все со слезами, с истериками. Я убеждаю сына, что учиться нужно, что образование — это важно, а он будто не слышит. Тут еще дистанционное обучение, целыми днями дома сидел. Скажите, что мне делать? Ведь упустим учебу, потом будет не догнать.

Пятерки — свет в окне. Для кого?

Разобраться в ситуации нам поможет Екатерина Репина, психолог благотворительного фонда «Дорога к дому».

— Сразу становится понятным, что пятерки в школе — свет в окне для мамы, а не для сына, — комментирует «Речи» Екатерина Репина. — У мамы чувствуется внутренний страх и тревога: второй класс сын окончил на отлично, а вдруг в третьем классе он будет хуже учиться? Люди подумают, что она плохая мать, не уделяет должного внимания ребенку и его урокам. А тут еще и ребенок начал протестовать. Неужели он не понимает, что нужно учиться и что мама для него старается, когда уделяет урокам сына столько внимания? У мамы — ожидания, а у ребенка — страх не оправдать эти ожидания и нежелание идти в школу. Дело в том, что ребенку трудно, потому что учебный год только начался, он еще не адаптировался к учебному процессу, ему тяжело и физиологически, и эмоционально выносить школьные нагрузки. Он хотел бы и мог бы сам сделать некоторые уроки, собрать портфель, получить честно заработанную четверку и понять, что пятерки с неба не падают, надо трудиться больше. И это было бы надо ему, а не маме. А пока это мамины пятерки, и ребенок чувствует, что мама живет его жизнью, делает его уроки и за счет его отличных оценок поднимает свою самооценку, а ему не доверяет. К сожалению, ребенок в третьем классе не в силах отобрать ответственность у гиперопекающей мамы. Он сделает это потом, в подростковом возрасте, через «военные» действия. Пока же он просто не хочет ходить в школу, но приспосабливается и, скорее всего, обвиняет маму за ее промахи в изучении школьной программы: тебе сегодня, мама, тройку по ИЗО поставили, ты плохо перспективу передала. Старайся лучше в следующий раз.

Что делать маме

— Нужно сделать шаг назад, сбавить обороты гиперопеки. Попробовать найти другой объект для поднятия самооценки, хотя ребенок, конечно, самый удобный вариант. Записаться на какие-нибудь курсы, начать учить языки и самой получать пятерки за учебу, — говорит Екатерина Репина. — Родители воспитывают детей не словами, а своими действиями, самой жизнью. У сына будет прекрасный пример перед глазами: мама занимается своим образованием, имеет интересы, развивается. Что же касается школы и уроков, то есть три замечательных правила для родителей, которые хотят вырастить детей самостоятельными и уверенными в себе. Первое — не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Второе — спрашивать: «Чем я могу тебе помочь? Если будет нужна помощь, ты всегда можешь обратиться ко мне». Третье — хвалить за самостоятельно сделанные задания, за старание, инициативу, собранность. Всегда найдется за что похвалить. Вот тогда ребенок захочет учиться. Начинайте передавать ответственность своим детям: за учебу, за распорядок дня, за занятия в кружке. За жизнь, в конце концов.

Татьяна Ковачева