35media.ru

Кто оплатит бесплатный автобус

Уже через каких-то 15 лет жителям России нужно быть готовыми к новой транспортной реальности. Во всяком случае, так считают в Минтрансе, суля нам бесплатный проезд в общественном транспорте и платный проезд по большинству дорог на личных авто.

Кто платить будет?

С подачи СМИ широкое обсуждение вызвала новая транспортная стратегия страны, разработка которой вообще-то еще не закончена. Но Минтранс России не стал возражать, что основные постулаты документа журналисты поняли правильно.

Итак, с 2025 года в России будут взимать плату за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — со всех категорий пользователей дорог (то есть автовладельцев и водителей), включая дорожную сеть городских агломераций. Взамен (и одновременно) предлагается ввести в стране бесплатный проезд на общественном транспорте (ОТ).

В случае с платными дорогами речь идет о внедрении механизма «пользователь платит»: строительство, ремонт и обслуживание дорог будет финансироваться не за счет фиксированного транспортного налога, а путем взимания платы за конкретное использование дорожной инфраструктуры. Иными словами, чем чаще ездишь на своем автомобиле, тем больше платишь.

Цель понятна — снизить нагрузку на инфраструктуру городов, избавить улицы от пробок, а дворы — от стихийных парковок.

Государство заставляет автовладельцев задуматься: стоит ли так часто, как прежде, пользоваться машиной или покупать ее вообще? Или же пересесть на метро, автобус, трамвай? Как говорится, чтобы водителям лучше думалось, и решили сделать последние бесплатными.

Кроме того, Минтранс предлагает стимулировать население ездить на велосипедах, самокатах и других видах немоторизированного транспорта.

Опыт заграницы

При проталкивании какого-либо революционного решения у нас принято ссылаться на зарубежный передовой опыт. И он существует, хотя и не сказать, что повсеместно.

Так, с этого года стал бесплатным общественный транспорт Люксембурга — впервые в масштабах целой страны. Правда, нужно учесть, что все население Люксембурга плюс ежедневно приезжающие сюда на работу из соседних государств — это не более миллиона человек.

Во французском Дюнкерке (меньше Череповца по населению) автобусы стали бесплатными для местных жителей еще в 2018-м. Подведены первые итоги: нагрузка на общественный транспорт увеличилась на 60 — 100 %, почти половина пассажиров автобусов теперь оставляют машины дома, а 5 % продали их.

А вот в столице Эстонии Таллине плата за проезд в ОТ была отменена еще в 2013 году — но тоже, как и в Дюнкерке, лишь для местных жителей.

Отдельные эксперименты проводятся и в других странах, в основном европейских.

Помимо уменьшения загруженности дорог, сторонники бесплатных автобусов и трамваев приводят в качестве аргумента попутную экономию на издержках: по выпуску билетов, использованию турникетов, содержанию штата кондукторов и контролеров.

И тем не менее даже за рубежом находится немало скептиков относительно обсуждаемой темы.

«Бесплатные» издержки

В Люксембурге, например, проект развития бесплатного общественного транспорта оценивают в 41 млн евро в год, которые планируется возместить за счет налогов. И это главная проблема: если сейчас хотя бы часть затрат на эксплуатацию ОТ ложится на пассажиров (полностью прибыльных рейсов в мире не так много), то в будущем содержание инфраструктуры полностью ляжет на бюджет.

То есть на каждого налогоплательщика, вне зависимости от того, пользуется он услугой или нет.

А автомобилист — тот и вовсе заплатит дважды: и за пользование платной дорогой, и за кого-то, кто едет в трамвае. Оплачивать все общественные перевозки за счет платы, полученной с автовладельцев, вряд ли получится, тем более если львиная их доля пересядет в ОТ.

Опыт Таллина также показателен. Поскольку бесплатный проезд там только для местных, город привлек население соседних регионов в ряды налоговых резидентов. Выросло население (за счет других населенных пунктов, конечно же), а транспортная ситуация изменилась не сильно. Хотя в мэрии возражают.

Перенесемся в наши реалии. Введение любой платной дороги в России, согласно 257-му федеральному закону, должно сопровождаться бесплатной альтернативой. И здесь нужно радикально менять законодательство, либо строить вдвое больше дорог, что в условиях города, например, просто невозможно.

Кроме того, уже к началу взимания платы с автомобилистов в наших городах должна появиться просто безупречная сеть общественного транспорта, чтобы любой человек без труда нашел подходящий ему маршрут с удобными интервалами и возможностью пересадки. А где у нас такие имеются, кроме городов-миллионников?

Будущее покажет?

В общем, пока представляется, что заявленных 15 лет для полной перестройки транспортной системы страны просто не хватит. К тому же сложно прогнозировать, какой через полтора десятилетия эта система станет.

Мы уже видим, что в обеих российских столицах бурными темпами развивается каршеринг — краткосрочный прокат автомобилей. Дальнейшее развитие сервиса и распространение его на другие города, возможно, приведет к отказу части граждан от личного авто.

Наиболее смелые урбанисты и политики и вовсе считают, что к 2030 — 2035 году свой автомобиль «превратится в бессмыслицу, потому что мы всегда можем вызвать беспилотник или летающую машину для более длительных путешествий, и они приедут через несколько минут» (так говорила министр экологии Дании Ида Аукен на одном из давосских форумов).

Для многих сегодня все это выглядит неправдоподобным, но не меньшей дикостью пару десятков лет назад казались современные функции смартфонов.

С другой стороны, а нынешняя пандемия с ее самоизоляцией и удаленной работой — она последняя? Может, и ездить куда-либо и на чем-либо нам придется все реже?

Андрей Савин