35media.ru

Череповецкий голос зазвучал на Первом канале

«Ирина, у меня тоже нет музыкального образования, только начальное, идите ко мне. Мы оба обожаем джаз — это здорово. Я, знаете ли, подкаблучник — вам со мной повезет». Так зазывал в свою команду Ирину Федотову один из наставников проекта «Голос 60+» (12+) Гарик Сукачев. Вокальные данные нашей землячки высоко оценили и Елена Ваенга с Тамарой Гвердцители. Не развернул свое кресло к ней только Лев Лещенко. Журналист «Голоса Череповца» пообщался с Ириной накануне этапа поединков и узнал, каким был ее путь от концертной площадки ресторана «Океан» (где она пела, к слову, вместе с Николаем Носковым) до сцены главного музыкального проекта страны.

Эксперименты в перспективе. На этапе слепых прослушиваний Ирина Федотова исполнила песню Эллы Фицджеральд «Lullaby of Birdland» («Колыбельная для клуба «Бердленд» — композиция, которая была написана почти 70 лет назад, считается одним из эталонов джазовой музыки). Гарик Сукачев повернулся после первой строчки. Ваенга продержалась чуть дольше, но вскоре нажала красную кнопку. А следом это сделала и Тамара Гвердцители.
Отвечая на вопросы членов жюри, Ирина призналась, что вся ее жизнь связана со сценой и пением, хотя музыкального образования у нее нет. Встрепенувшись, Гарик Сукачев заявил, что это их объединяет, и призвал череповчанку пойти в его команду. Без колебаний Ирина сообщила свое решение — она выбрала именно Сукачева, чему тот был неподдельно удивлен и очень рад.
— Сейчас жду звонка из команды «Голоса» с приглашением на следующий этап съемок — «Поединки», — рассказала нам в понедельник, 14 сентября, Ирина Федотова. — Каждый из четырех наставников наберет команду из пяти человек. После этапа поединков в полуфинал проходят двое из пяти. Какую песню буду исполнять, пока не знаю. Наставник знакомится с репертуаром песен, которые исполняет его участник, но обычно предлагает что-то свое. А зная яркость, талант и неординарность Гарика Сукачева, думаю, что меня ждет абсолютно новый и интересный опыт!

То, что надо! Ирина Федотова рассказала нам, что еще в прошлом году задумывалась о том, чтобы попробовать свои силы в «Голосе». Инициаторами поездки в столицу тогда были родные и близкие певицы, убеждавшие, что ей стоит попробовать свои силы в этом популярном проекте.
— Я понимала, что для подготовки мне понадобятся силы, время и желание. И в этом году я все-таки решила попробовать.
На этапе предварительного отбора, когда с участниками работают музыкальные редакторы, им предлагают спеть несколько композиций абсолютно разных жанров. Ирина пела эстрадные песни на русском языке, народные песни, но как только она взялась за джазовую композицию «Колыбельная для клуба «Бердленд», редакторы поняли: это то, что надо!
— Эту песню я когда-то исполняла, я ее очень люблю, и в этом плане мне было легче, — улыбается Ирина. — Вообще джазовая музыка мне очень близка, в моем творчестве был период, когда я исполняла только джаз.
В условиях пандемии коронавируса от творческой бригады и конкурсантов требуют неукоснительного соблюдения санитарных норм и правил на съемках. Шутка ли — штраф за отсутствие маски составляет 5 000 рублей. Но музыканты — люди серьезные и к своему здоровью относятся ответственно. Съемки этапа «Слепые прослушивания» состоялись недавно.
— Конечно, волновалась, выходя на сцену, но старалась делать все, чтобы зрители этого не увидели. Хотя семья и близкие друзья, которые смотрели на меня на экране, мгновенно распознали, что я волновалась, — смеется Ирина. — В Москве на съемках меня поддерживали сын, крестница и наши московские друзья. Дома остались муж, невестка, внуки, другие члены моей семьи и огромная армия болельщиков из числа друзей и знакомых.
— Как вы делали выбор наставника?
— Я загадала для себя: кто первый повернется, к тому и пойду. Этим принципом, кстати, руководствуются многие конкурсанты. Наставник, который повернулся первым, быстрее всех почувствовал тебя как музыканта, твой голос, манеру исполнения. Безусловно, все члены жюри — великолепные и очень талантливые исполнители. Но лично для меня Гарик Сукачев на нашей сцене стоит особняком, он — это отдельная вселенная, другой мир. Я с нетерпением жду нашего общения в проекте.

Музыка не отпускала. Ирина Федотова действительно не училась вокалу, но иногда сама судьба определяет профессиональный путь человека.
— Я с детства очень любила петь, голос мне передался от мамы. Семья у нас была очень музыкальная: мама пела, папа отлично играл на гармошке. И кстати, когда я говорила со сцены «Голоса», что у меня нет музыкального образования, я имела в виду высшее музыкальное образование. Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Мне повезло учиться у замечательного педагога Ирины Николаевны Котенко, она, к слову, воспитала таких известных в городе музыкантов, как Евгений Мельников (пианист), Михаил Мельников (саксофонист). Получив знания, я стала развиваться как музыкант дальше, занимаясь самообразованием. Слушала, как звучат голоса великих исполнителей джаза, и подпевала им.
После окончания школы в силу определенных жизненных обстоятельств Ирина отложила на год поступление в институт. Устроилась работать на швейную фабрику. И продолжала петь. Однажды ее случайно услышали местные музыканты и пригласили петь в ресторан «Океан» на Советском проспекте.
— Это был шикарный ресторан с хорошей концертной площадкой, — вспоминает Ирина Федотова. — Что исполняли? Абсолютно все. И рок, и джаз, и популярную эстрадную музыку. Этот этап моей творческой жизни был довольно долгим. Но мне было интересно двигаться дальше, экспериментировать, открывать для себя новое. Появились авторы, которые стали предлагать исполнять их песни, потом я перешла на работу во Дворец химиков, затем — во Дворец металлургов. Оглядываясь назад, я понимаю, что сама судьба не дала мне свернуть с этого пути. Есть профессии, которые мне очень интересны и в которых я в какой-то момент мечтала себя попробовать, но музыка меня не отпускала.
Вместе с Ириной и другими музыкантами в ресторане начинал свой творческий путь и Николай Носков.
— Мы пели и сольно, и в дуэте с ним. Николай всегда очень ответственно подходил к музыке и творчеству. Репетиции в ресторане начинались в восемь утра, что для нас, музыкантов, было сущим кошмаром! (Смеется.) К тому же и голос обычно «просыпается» не раньше полудня. Но мы все равно вставали утром и шли на репетиции. Слушая песни в исполнении Николая Носкова, я понимала, что это Артист, которому будет тесно в Череповце, его ждет другое будущее. После того как Николай переехал в Москву, мы не потерялись с ним, поддерживаем отношения и до сих пор.
— Он смотрел ваше выступление в «Голосе»?
— Насколько я знаю, да. Его супруга прислала мне такое СМС-сообщение: «Поздравляем от всей души. Пела, как всегда, великолепно. Удачи!»

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»