35media.ru

Череповчанин на дачном участке построил железную дорогу

«Я человек подвижный, наверное, поэтому тема транспорта всегда пробуждала во мне интерес. Еще в детстве я делал модели самолетов и кораблей. И хоть самолеты у меня не летали, зато корабли плавали отменно!» — с улыбкой рассказывает о себе 19-летний конструктор Данил Тарицын. Призер трех Всероссийских олимпиад по технологии, обладатель президентского гранта, юноша решил, что посвятит свою жизнь железнодорожному транспорту. Сейчас Данил учится в Петербургском государственном университете путей сообщения на втором курсе. Как только выпадает возможность, молодой человек спешит в Череповец, к своему главному проекту, с которого все и началось, — «Поезда в огороде». На даче, расположенной в 80 км от города, Данил уже много лет занимается постройкой и постоянным улучшением уменьшенной копии железной дороги, на которой кипит бурная железнодорожная жизнь в любое время года. «Голос...» пообщался с юным конструктором и узнал, откуда у него такая любовь к железнодорожной технике.

Данил, расскажите, когда у вас впервые появилось желание сделать модель электровоза?
Думаю, что отправной точкой стала наша с бабушкой поездка на юг по маршруту Череповец — Адлер. Я тогда был в 8-м классе. К тому времени я уже отвык от поездов, так как в последний раз катался на них, когда мне было шесть лет. И тут я после долгого перерыва вновь окунулся в эту атмосферу, стал наблюдать за всем происходящим. Помню, что тогда у меня в голове отпечаталось одно наблюдение: у нас в Череповце ходят пассажирские электровозы типа «2 тележки по 3 оси», а на юге были «3 тележки по 2 оси». Я еще подумал: «Ничего себе! Вроде тот же электровоз, но все же другой». В ту пору, благодаря школьному учителю по труду, который научил меня пользоваться токарным станком, я владел азами столярных и слесарных операций и уже делал модели кораблей. Но после этой поездки решил попробовать по-серьезному смастерить поезд... И тогда же, в 8-м классе, я сделал свой первый локомотив. Опыта у меня не было, не знал всех тонкостей, но с тех пор началось совершенствование…

Но почему именно рельсовый транспорт?
Мне нравится его эстетика. Даже в Санкт-Петербурге, если мне нужно куда-то отправиться по делам, я скорее предпочту воспользоваться трамваем. На автобусах я практически не езжу, а метро, если честно, не очень люблю: поскольку это самый распространенный способ передвижения в Питере, там всегда очень много людей, вечная толчея. Трамвай — другое дело. Кроме того, что пассажиропоток там меньше, чем в метро, есть еще и определенная романтика. Едешь в полупустом вагоне, а из окна открывается прекрасный вид. К тому же мне нравится, что в Петербурге с умом подходят к этой теме: красивые старые трамваи стараются поддерживать в хорошем состоянии, есть там и интересный Музей городского электротранспорта...

Какое оборудование вы используете при создании моделей?
Инструментов нужно очень много. Это и надфили, и разные напильники, ножовки... Иногда даже приходится прибегать к инструментам, использующимся во врачебной практике. Например, если есть какой-то винтик, который находится в глубине вагона, но с помощью обычной отвертки до него не добраться. Очень упростил работу недавно мной приобретенный токарный станок. Раньше его не было — соответственно, не было и запчастей, и работа могла встать на целый год. Сейчас могу выточить все необходимые мне детали.

Железная дорога установлена довольно далеко от дома, в деревне. Это доставляет неудобства?
Да, неудобно, что приходится ездить так далеко. Я, когда в деревню отправляюсь, беру только самое необходимое — оборудование для подвижного состава. Потому что, если забыл какую-то деталь, все, поезд будет просто простаивать. А сейчас мне и так нечасто удается побывать здесь.

На каком этапе проект находится сейчас?
Мне очень важно доделать все инфраструктурные объекты, станционные постройки. Планирую сделать вокзалы, подсветку стрелок, как на настоящей ж/д дороге, и установить систему централизации, чтобы светофоры светились и работали. На первой станции в планах поставить дополнительные стрелки и включить их в электрическую централизацию, чтобы иметь возможность контролировать их положение, а также включение светофоров — с пульта управления... Сейчас я строю новую модель поезда. Но тут могут возникнуть некоторые сложности. Под размер колеи она подходит, но из-за своих больших габаритов может не поместиться под низкую контактную сеть, плюс, возможно, кривые рельсов недостаточного радиуса и могут потребоваться больше. Поэтому в будущем мне либо придется кардинально менять старую инфраструктуру, либо приступать к постройке совершенно новой.

Теперь, проводя большую часть времени в Петербурге, вам, наверное, удается посетить множество экспозиций и музеев любимой тематики... Есть что-то, что очень впечатлило?
Наверное, больше всего меня впечатлил Центральный музей железнодорожного транспорта РФ. Там мне очень понравились стендовые модели подвижного состава, действующий макет ж/д линии. По всему периметру зала расположена контактная сеть, и кругом станции, светофоры, стрелки... Есть и график прибытия/отбытия, пульт диспетчера, несколько систем централизации, сигнализации, блокировки. Это, на мой взгляд, достойно уважения! Я бы хотел повторить что-то подобное, но в своих масштабах.

#изобретения
По рельсам на велосипеде
Помимо моделей ж/д транспорта у Данила есть изобретения, которые могут встать и на реальные рельсы. Недавно он со своими питерскими друзьями занимался созданием электродрезины для узкоколейки. Первые испытания провели на Малой Октябрьской железной дороге. «Сейчас дрезина уже практически готова, но мы с товарищем хотим сделать еще одну, более сложную — для походов, — рассказывает Данил. — Также у меня в разработке личный проект — велодрезина. Это приспособление, позволяющее ездить по рельсам на велосипеде. Велодрезина хоть и работает, но требует периодических усовершенствований. Вообще, было бы неплохо по периметру дачного участка установить пути, чтобы можно было перемещаться на собственной дрезине или перевозить грузы. Но, боюсь, для этого мне нужна отдельная дача…»

Иван Крылов, газета «Голос Череповца»