35media.ru

Чего ждать от нового поколения зумеров

В апреле будущего года в России пройдет очередная масштабная перепись населения. В ходе этой процедуры специалисты обращают пристальное внимание, помимо прочего, и на то, как меняются ценности и воззрения граждан страны в зависимости от поколений.

Перепись приближается

Вкратце напомним, что Всероссийская перепись населения должна была пройти с 1 по 25 октября 2020 года, однако ее «приостановил» пресловутый коронавирус. В итоге постановлением правительства перепись перенесли: она пройдет с 1 по 30 апреля 2021 года.

Главным нововведением переписи станет возможность самостоятельного заполнения жителями России электронного переписного листа на портале госуслуг. При обходе жилых помещений переписчики будут использовать планшеты со специальным программным обеспечением. Также переписаться можно будет на переписных участках, в том числе в помещениях многофункциональных центров.

В анкетах будут такие традиционные пункты, как возраст, пол, семейное положение, количество детей, национальная принадлежность, родной язык, образование, источник средств к существованию и т. д.

Перепись поможет не только узнать точные цифры численности населения и национального состава, но и увидеть социально-экономические процессы, происходящие в регионах, городах и селах.

А один из главных вопросов, на которые предстоит ответить по итогам переписи, был сформулирован героем популярного фильма «Курьер» профессором Кузнецовым: «Мы, наше поколение, желаем знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание».

Действительно, в чьи?

Цепь поколений

Для начала необходимо определиться с понятиями. Согласно общепринятой в социологии версии, с середины XX века сменилось четыре поколения молодежи, имеющих свои уникальные особенности — в зависимости от времени, в котором они взрослели и входили в зрелую жизнь.

Послевоенное поколение рожденных с 1944 по 1963 год (здесь и далее цифры средние: разные ученые сдвигают эти сроки на несколько лет вправо или влево) принято именовать «беби-бумерами» — по английскому обозначению всплеска рождаемости, случившегося во всех странах — участницах Второй мировой.

Их отличительные черты — это патриотизм, привычка работать в коллективе, готовность к самопожертвованию ради общественных интересов, хорошие навыки физического труда. Это поколение экономных, но уже получивших больше материальных возможностей людей.

Особенности поколения родившихся с 1964 по 1984 год (так называемого поколения пепси, или поколения X): стремление к индивидуальности, практичность, склонность как к экономии, так и к незапланированным покупкам. Их ценность — самореализация. Главная мотивация — деньги и карьера, которую они готовы строить десятилетиями на одном рабочем месте.

Особенность поколения Y, или миллениалов (родившихся с 1985 по 2003 год) — большая зависимость от соцсетей. Они ценят эмоции, легко расстаются с деньгами и стремятся их быстро заработать, готовы к переменам и многозадачности. В то же время они непостоянны, следят за лидерами мнений и зависимы от чужих суждений. Их ценность — самовыражение, а главная мотивация — личностный рост.

И вот приходит им на смену поколение Z (зумеров) — нынешних студентов и школьников, коих в России более 20 миллионов. Чем отличаются они от своих предшественников и как могут изменить страну? Ожидается, что об этом и расскажет предстоящая перепись — как и две предыдущих, 2002 и 2010 годов.

Новые тренды

Из данных статистики можно узнать, что российская молодежь стала серьезнее относиться к своим успехам и достижениям. Число молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, которые не учатся и не работают, снизилось до рекордно низкого уровня с 2001 года — сейчас их всего 1,4 млн человек. Молодые женщины все чаще задумываются об образовании и карьере и откладывают рождение первого ребенка: к тридцати годам детей имеют 42 % женщин с высшим образованием и 57 % — со средним профессиональным.

Если брать данные по Вологодчине, то у нас около 76 % от общего числа брачующихся — в возрасте 25 лет и старше. По данным Вологдастата, за последние годы заметно уменьшилось и число браков, в которые вступают несовершеннолетние. В целом в регионе на начало 2020 года проживали 183 ты-сячи человек в возрасте 14 — 29 лет — это 16 % численности населения области.

Благодаря характерным особенностям миллениалов — склонности к переменам и отказу от накопительства — сегодня активно развивается рынок аренды, так называемый шеринг: автомобилей, жилья, техники. Как говорят специалисты, миллениалы будут поддерживать в обществе такие установки еще лет 15, но не факт, что новое поколение молодежи пойдет по их стопам. Социологи отмечают: зумеры уже не так склонны легко пробовать новые вещи и расставаться с ними. Это переносится и на межличностные отношения.

Другие особенности зумеров: они всегда онлайн, быстро меняют цели и предпочтения, не признают авторитетов, для них важно разнообразие во всем. Деньги для них — не главное, зато ценятся саморазвитие и научные знания. Они не представляют жизнь без цифровых технологий, одновременно и не привыкли к физическому труду.

А еще с каждым поколением молодежь становится все мобильнее, что ставит перед регионами новые вызовы. Так, только в 2018 году 43 % всех, сменивших место жительства внутри Вологодской области и переехавших за ее пределы, приходилось на молодежь. Каждый четвертый молодой человек переезжает из нашего региона в связи с учебой в Москву, Санкт-Петербург и Ярославль и часто там и остается после окончания учебного заведения.

Социологи надеются, что предстоящая перепись поможет не только узнать больше интересной информации о новом поколении, но и понять, что происходит сегодня с «иксами» и миллениалами — ведь им предстоит еще долго активно влиять на жизнь страны.

Андрей Савин