Вытеснят ли машины пешеходов с улиц?

На «КАНАЛЕ 12» стартовал проект «Город от ума» (12+). Посмотреть программу можно и на ТВ, и на страницах телеканала в соцсетях. Журналисты Александр Шагичев и Мария Беленко рассказывают, что такое урбанистика и как эта наука меняет городскую среду.

Первый выпуск программы «Город от ума» вышел на «КАНАЛЕ 12» в пятницу.

В этом выпуске журналист Мария Беленко рассказала, как стать участником программы по ремонту дворов «Комфортная городская среда», а архитектор и урбанист Михаил Синюхин ответил на вопрос, почему городу необходимо развивать сеть общественного транспорта.

— Я для себя определяю, что урбанистика изучает, как город влияет на человека, взаимодействует с ним, его жизнью. То есть урбанистика затрагивает и архитектуру, и экономику, и экологию, и муниципальное управление. Наука о городе появилась во второй половине ХХ века на Западе. Тогда страны столкнулись с массовой автомобилизацией, когда машины стали вытеснять людей из города. Точнее, улицы строились для личного транспорта: появлялись огромные автострады и парковки. Человеку нечего было делать в городе, кроме как ездить на работу и обратно. И тогда ряд специалистов задумались, как сделать так, чтобы людям было комфортно жить в городе, гулять и отдыхать в нем, воспитывать детей, и стали воплощать эти идеи в реальность. И теперь мы знаем европейские города с их узкими улочками и многочисленными велодорожками, — рассказывает журналист Александр Шагичев.

В Череповце есть небольшое сообщество людей, которые интересуются урбанистикой и предлагают интересные идеи по развитию жизни в городе. Они и станут героями следующих программ.

Одна из главных тем, которые обсуждают современные урбанисты, — как сделать так, чтобы в городе было меньше пробок. Они приходят к выводу, что главным в городе должен быть не автомобилист, а пешеход.

— По мнению урбанистов, чем компактнее пространство, тем лучше для пешехода. Чтобы он мог своими ножками дойти до магазина, зоны отдыха, учебы, работы. Да и город при такой планировке как бы приглашает тебя прогуляться по нему. Местные урбанисты в этом плане в позитивном ключе отмечают район Советского проспекта и улицы Металлургов, — продолжает Александр Шагичев.

Но можно ли заставить людей пересесть с личного автомобиля на общественный транспорт? Заставить — нельзя, а вот сделать так, чтобы трамваи, автобусы и троллейбусы стали удобнее с точки зрения логистики и комфорта, — можно.

Есть такой потенциал и у Череповца. Здесь появляются новые автобусные маршруты, город планирует развивать трамвайную сеть.

— Есть хорошая статья блогера-урбаниста Аркадия Гершмана, где он рассказывает, почему трамвай экологичнее и безопаснее автобуса. Трамваю нужно меньше площади, чтобы проехать. Из трамвая можно сделать «паровозик» и тем самым перевезти больше людей. Череповцу в этом плане повезло, трамвайных систем в России не так уж много — всего чуть больше чем в 60 городах. Приятно, что в нашем городе заявили о полной модернизации трамвайной инфраструктуры. Мне лично нравится трамвай. Бывает, после работы специально прохожу пару кварталов, чтобы проехать на трамвае. Тем более что из вагона «четверки» можно хоть немного, но увидеть, как работают на заводе. На другом общественном транспорте такого нет, — рассказал Александр Шагичев.

Алена Сеничева