35media.ru

Ретровывески как лицо города

Нынче центральные улицы города Рыбинска, нашего соседа, не спутаешь ни с какими другими. Гуляя по ним, словно переносишься на столетие назад. Этот репортаж о том, каких результатов можно добиться, когда частная инициатива находит поддержку властей.

Как там у соседей?

В этом году пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в отдых россиян. Не имея возможности провести отпуск за границей, люди осваивают направления внутри России.

Вот и череповчане активно путешествуют по соседним городам и губерниям, открывая для себя тамошние красоты и наблюдая перемены в тех местах, где они бывали когда-то давно.
Судя по откликам в соцсетях, приятное впечатление на земляков производит город Рыбинск в соседней Ярославской области.

Наши города во многом похожи. Оба они основаны в 1777 году, но имеют богатую историю и до указов императрицы Екатерины Второй об их учреждении; оба относятся к историчес-кой местности Пошехонье; тот и другой — не областные центры; в свое время они оказались на берегах Рыбинского водохранилища и ныне являются крупными промышленными и транспортными узлами.

Когда-то сравнительно близки были два города и по населению: к 1991 году в Череповце насчитывалось 316 тысяч жителей, а в Рыбинске — 253 тысячи. Но по нашему городу распад СССР и экономические проблемы 1990-х ударили не так сильно, как по Рыбинску. Советскую планку по демографии Череповцу удержать удалось, а вот Рыбинск после закрытия многих предприятий, в основном связанных с машиностроением, испытал сильный отток населения: сегодня там проживает чуть больше 184 тысяч человек.

Долгое время этот город нес на себе печать депрессивности и упадка, что подмечали и многие череповчане, бывавшие у соседей, однако мы как-то не заметили, что в последнее десятилетие Рыбинск стал меняться к лучшему. Внешний облик города постепенно преобразился: был отреставрирован Спасо-Преображенский кафедральный собор, реконструирован вокзал, благоустроены парки и общественные территории, восстановлены исторические здания.

Если коротко, рыбинцы, испытавшие упадок гораздо сильнее нас, вовремя поняли, что удержать людей в городе способно не только наличие рабочих мест, но и комфортная среда.

Рождение идеи

Не будем долго перечислять все те шаги, которые предприняли тамошние власти в деле благоустройства. Субъективно выскажусь, что спустя десять последних лет историчес-кий центр Рыбинска стало просто не узнать. Город обветшалых фасадов, кривых дорог и заколоченных окон уходит в прошлое.
Остановимся лишь на одной инициативе, которая ныне восторгает не только туристов, но и профессионалов в области урбанистики и известных блогеров-путешественников, — это вывески магазинов и контор на центральных улицах города.

Идея сделать все вывески в исторических кварталах Рыбинска в дореволюционном стиле принадлежит местному музыканту и основателю мультимедийной усадьбы «Этно-Кузня», известному в городе как Митя Кузнецов. Все началось с афиши для своего концерта, которую он решил оформить в ретростиле. А потом подумал: почему бы не масштабировать эту концепцию в рамках города?

Как ни странно, сложной судьбы у такой смелой инициативы не было. Митя просто пришел в городскую администрацию и тут же получил добро от властей. Тогда, три года назад, как раз полным ходом шла реконструкция Красной площади — центральной площади Рыбинска. Там и решили осуществить пилотный проект.

Облик обновленной площади с аншлагами под старину понравился горожанам и даже чиновникам, но не до конца устроил самого Кузнецова: конструкциям из пластика и композитных материалов не хватало души. Пластик, говорил
он, это лубок, он не дает жизни, «не дышит», как те же современные пластиковые окна, установленные
в старинных домах.

И тогда он убедил одного из предпринимателей изготовить вывеску полностью по старинной технологии — вручную, из дерева и металла. Вручную же она красилась. Для этого пришлось много чего изучить: учебники по дореволюционной орфографии, шрифты, цвета, краски, материалы.

Как говорит Митя, прилепить на вывеску букву «ер» или «ять» недостаточно. Главное — привнести образ и «подружить времена».

В обязательном порядке

События развивались стремительно. Уже в 2018 году рыбинский муниципалитет издал циркуляр под названием «Порядок размещения наружной информации», по которому на определенных улицах вывески должны быть стилизованы под эпоху конца XIX — начала XX века самими коммерсантами в обязательном порядке и за свой счет. А ценник за кропотливую ручную работу, между прочим, начинается от 40 тысяч рублей. И эскиз каждой вывески предварительно должна оценить специальная комиссия.

Судя по репортажам местного телеканала, вывески, не отвечающие требованиям, демонтировались. Только в 2019 году с фасадов удалили 288 конструкций, из которых 66 — принудительно. А эскизы новых вывесок часто не утверждались («слишком современные») и возвращались для доработки.

В одном из интервью Митя Кузнецов посетовал, что у властей не получается проводить эту работу без нажима на предпринимателей. Он же выступает за то, чтобы делать все поэтапно и без давления: когда объясняешь и доказываешь, люди идут навстречу.

С другой стороны, в итоге даже федеральные торговые сети в Рыбинске отказались от своего привычного корпоративного стандарта и разработали новый дизайн в рамках стилизации. В свою очередь, горадминистрация ввела специальную субсидию на частичную компенсацию расходов по изготовлению вывесок.

«Ну да, вывески без «ять» — единственная проблема в этом городе», — язвительные комментарии от местных жителей все же появляются в соцсетях. Но на фоне общего приятия идеи они теряются.

Главное же — в Рыбинске появилась своя изюминка. Ведь при желании и должном финансировании в любом городе можно оштукатурить и выкрасить фасады, уложить брусчатку, расставить скамейки, высадить деревья, установить арт-объекты. Все это прекрасно, но так — везде.

А вот музей старинной, но живой вывески под открытым небом — это именно Рыбинск. Это еще одна достопримечательность города (коих у «столицы бурлаков» и так, мягко говоря, немало), его «фишка», дополнительный крючок для любопытных туристов. Которые, к слову, неизбежно привлекут сюда новых путешественников посредством своего сарафанного радио.

Поневоле задумаешься: как же одно не очень сложное решение способно изменить среду обитания целого города.

В поиске изюминки

В прошлом году свой дизайн-код под названием «Сердце города» появился и в Череповце. В числе прочего в постановлении мэрии оговаривается, какими должны быть вывески и прочие рекламные конструкции в зоне исторической застройки: небольшими, не кричащими, не перекрывающими архитектурные элементы и т. д.

В этом же документе высказывается идея установки на фасадах зданий в центре города тематических консолей в духе старины: если была раньше в этом доме сапожная мастерская — давайте повесим кованый сапог, если была кондитерская — кованый крендель…

Наверное, у неравнодушных горожан есть и другие идеи, как сделать исторический центр Череповца (а он у нас совсем небольшой, с рыбинским не сравнишь) не просто комфортным, но и неповторимым.

И тот факт, что объединить в этом направлении усилия горожан, власти и бизнеса можно, наши южные соседи наглядно доказали.

Андрей Савин