35media.ru

Как вирус губит старейший кинотеатр Череповца

В середине августа стало известно, что старейший кинотеатр Череповца «Рояль-Вио», отметивший в этом году 110-летие, прекращает свое существование. Владелец кинотеатра сообщил, что ввиду пандемии COVID-19, оставившей кассу без основного источника дохода, он вынужден принять решение о ликвидации предприятия. Эта новость вызвала сотни изумленных комментариев череповчан, ведь для многих горожан «Рояль–Вио» — достопримечательность города. «Голос Череповца» узнал, есть ли хотя бы один шанс сохранить основной профиль исторического здания.

Вековое наследие. Историческую значимость кинотеатра «Рояль-Вио» переоценить сложно. Эта старинная «обитель синематографа» всегда являлась неотъемлемой частью культурной жизни города. Чтобы лучше разобраться в перипетиях прошлого, мы обратились за помощью в Историко-краеведческий музей. Светлана Холенкова, специалист, сотрудник музейных фондов, любезно поделилась фактами богатой истории кинотеатра «Рояль-Вио» — «Горн» — «Рояль-Вио».
Итак, здание первого череповецкого кинотеатра было построено в 1910 году на территории, принадлежавшей дворянину Хлебникову. В номере газеты «Голос Череповца» от 8 декабря 1913 года можно прочесть интересную рекламу, в деталях описывающую преимущества нового кинотеатра, названного «Рояль-Вио»: каменное здание с несгораемыми полами и потолками (это было важно, ведь большинство зданий в Череповце в то время были деревянными, был повышенный риск пожаров), имеет две собственные электростанции, «проекция картины производится аппаратом новейшей модели, который приводится в движение посредством электрического мотора». Кино было немым, поэтому картины демонстрировались под аккомпанемент пианино. В первые годы существования «Рояль-Вио» мог похвастаться широким разножанровым репертуаром. Уже тогда у поклонников еще молодого вида искусства была возможность смотреть комедии («Победитель женщин»), инсценировки известнейших классических произведений («Анна Каренина»), боевики («Дворянское гнездо») и даже «картины с натуры», как тогда называли жанр документалистики («Красоты Боржома»).

Всегда аншлаг. После Октябрьской революции «Рояль-Вио» меняет свое название на «Пролет-кино». Курс взят на пропаганду новой власти. В 20-е годы конкуренция за внимание зрителей возрастает. Теперь демонстрировать новинки кинематографа готов и летний кинотеатр «Гигант» в Соляном саду, и общество друзей советского кино «Искра».
В конце 1929-го кинотеатр вновь меняет название — на «Горн». В газете «Коммунист» вышла заметка: «В отремонтированном помещении открывается первоэкранный театр «Горн». При театре заново оборудована камера, в которой будут установлены два проектора… что даст возможность беспрерывной проекции кинофильмов без антрактов между частями».
В период 1930-х годов кинотеатр достигает своего рассвета. Желающих посетить кино становится все больше. В пояснительной записке к отчету администрации «Горна» (1938 г.) сказано: «В течение года обслужено зрителей 310 296 по билетам и в дополнение к этому около 400 тыс. красноармейцев обслужено бесплатно… Культобслуживание производится в комнате отдыха газетами, журналами, имеются шашки, шахматы и домино…»
О деятельности «Горна» в период Великой Отечественной войны известно мало. В приоритете были фильмы, посвященные героизму наших воинов, поднимающие патриотический дух («Концерт фронту»). Не прошла мимо Череповца и премьера известной кинокомедии «Свинарка и пастух» (лента Ивана Пырьева вышла на экраны в 1941 г.).

Для взрослых и детей. Эпоха 50-х — это массовая застройка Череповца, введение в эксплуатацию металлургического завода, число жителей в городе выросло в разы. Сеансов в «Горне» становится все больше – по восемь в день. Меняется и кино. Череповчанам полюбились французские ленты, и горожане валом идут на «Фанфан-Тюльпан» (1952 г.). Ценители русской классики стояли в очередь за билетами на сеанс «Княжна Мери» (1955 г.).
Интересным моментом в истории «Горна» является то, что со временем он все больше ориентируется на детскую аудиторию. В 70 — 80-х годах кинотеатр вовлекает в свою деятельность юных череповчан. При нем начинают свою деятельность несколько киноклубов, в 13 школах открываются филиалы. На регулярной основе проходят киноутренники, творческие встречи с артистами и режиссерами.
В перестроечные 90-е «Горн» не выжил, но здание сохранилось. И к нулевым новые владельцы на нем вновь поменяли вывеску, вернув кинотеатру историческое «Рояль-Вио». С таким названием кинотеатр вошел в XXI век.

Будущее под вопросом. Свою активную деятельность кинотеатр на улице Милютина (бывшей Энгельса) прекратил в конце марта. Затянувшийся карантин привел к тому, что члены коллектива написали заявления об увольнении и встали на учет в центр занятости как безработные. После объявления о закрытии кинотеатров для зрителей у владельца закончились средства, которые покрывали бы оплату труда сотрудников и коммунальные платежи.
— В здании продолжает работать пожарная сигнализация, холодильники и кинооборудование, которое требует, чтобы каждые три — пять дней его включали прогреваться хотя бы на три часа. В противном случае оно выйдет из строя, и многомиллионную аппаратуру можно будет выбросить, — объясняет владелец «Рояль-Вио» Александр Клименков.
По его словам, он любит кинотеатр и ему жаль расставаться с ним.
— На меня давит груз ответственности, — говорит бизнесмен. — Я живу в этом городе больше 40 лет, у меня здесь семья... Я люблю «Рояль-Вио», и мне очень хочется, чтобы он сохранился. Но мне нужно как-то покрывать коммунальные расходы, платить налоги. Если кинотеатры все же не откроются, мне придется принимать радикальные решения о будущем здания: открыть ли там баню или, выбросив кинооборудование, поставить торговые ряды…
Чтобы как-то разрешить ситуацию, сложившуюся в целом с коммерческими кинобизнесом, Александр и еще ряд череповецких бизнесменов, владеющих кинотеатрами, написали письмо на имя президента. 19 августа состоялась онлайн-трансляция – встреча специалистов областных департаментов с представителями малого кинобизнеса.
— Был поставлен вопрос: разрешите кинотеатрам открыться или выплатите субсидии сотрудникам за три летних месяца, — рассказал Александр Клименков. — Мы попытались доказать, что у нас есть все условия для безопасного открытия, и они ничем не хуже, чем в других разрешенных к функционированию организациях. Для экономики достаточно, чтобы средняя заполняемость кинозалов была на уровне 20 — 25 %. В итоге договорились, что мы предоставим расходы по заработной плате сотрудникам и продолжим диалог. Но есть прогнозы — даже при хорошем положении дел из-за ситуации с COVID-19 мы не откроемся до декабря…

Иван Крылов, газета «Голос Череповца»