35media.ru

Из Череповца во Владивосток... на попутках

Супруги Светлана и Роман Демченко — заядлые путешественники. За девять лет они успели побывать в Карелии, на Кольском полуострове, в Архангельской, Ленинградской, Ярославской областях. В основном это были или пешие походы, или сплавы на байдарках. А в этом году череповчане решили испробовать новый способ — автостоп. В погожий июльский день они попросили друга подбросить их до выезда из города и начали свой долгий вояж на восток, «голосуя» водителям, которым по пути... Спустя 34 дня цель была достигнута. За это время преодолено порядка 10 000 км, посещено около 12 городов. Сейчас семья возвращается домой, тоже попутками. «Голос Череповца» созвонился с путешественниками как раз в тот момент, когда их высадил у Хабаровска очередной водитель. И хотя там был час ночи и уставшие автостопщики были озадачены вопросом, где расположить палатку, Роман согласился на небольшую беседу.

Роман, как возникла идея отправиться автостопом и почему именно на восток?
Все это произошло совершенно спонтанно. Как всегда, мы планировали путешествие, но в этом году из-за коронавируса мы долго не могли решить, куда поехать, было слишком рискованно. В итоге дождались середины июля, я предложил Свете: «Давай хоть до Байкала доедем?» Было очень интересно посмотреть на красоты восточной России. Решили автостопом, хотя раньше никогда это не практиковали (и потом, когда мы встречали автостопщиков, они, узнав, куда мы едем да еще и в первый раз таким образом, говорили: «Вы что, совсем?! Вы бы сначала попробовали хоть 1000 км проехать!»). В общем, добравшись до Байкала, мы подумали, почему бы не доехать до Японского моря, и отправились во Владивосток. Посетили Омск, Красноярск, Новосибирск, Казань, Читу... Получили море впечатлений! Мы пересекли Уральский хребет, Южный Урал, проехали Восточный и Западный Саян, Яблоновый хребет в Чите. Горная местность — это очень красиво, необычно для нас, жителей равнины. Увидели огромные реки — Енисей, Ангару, Обь…

Расскажите, как проходит процесс «ловли» транспортного средства?
Просто стоим у дороги, вытягиваем руку, поднимаем большой палец вверх. Остановившемуся водителю говорим, что путешествуем автостопом (например, до Хабаровска) и нам нужно проехать столько-то километров. Человек отвечает, сможет ли подвезти и на какое расстояние. Мы всегда заранее предупреждаем, что путешествуем бесплатно, ради идеи, чтобы потом не было недопонимания. Если не хочешь — не бери, езжай дальше. Но в основном все хорошо, у нас много отзывчивых людей. И им самим интересно пообщаться с попутчиками, и нам — узнать для себя что-то новое. Уже на востоке водители, когда узнавали, что мы из Вологодской области, были просто в недоумении. Удивлялись: «Как?! Столько тысяч километров — вот так?.. Ну и как? Останавливаются?» Мы говорим: «Ну, вы же остановились...»

Вы даже в гостиницах не ночуете?
Нет. Просто находим подходящее место, желательно расположенное недалеко от трассы, в каком-нибудь лесочке. Там и располагаемся. У нас есть палатка, спальники, коврики. В гостинице остановились только один раз, в Красноярске. Потому что нам хотелось посетить известную местную достопримечательность — Красноярские столбы и пришлось остаться еще на один день. Скалы — семь километров подъема наверх и столько же обратно. Очень устали, но были довольны и счастливы.

Что больше всего запомнилось?
В основном запоминаются вещи, связанные с добротой и отзывчивостью людей. В этом прелесть автостопа. Например, когда мы приехали в Красноярск в половине первого ночи, водитель, который нас подвозил, сказал: «Ну куда вы пойдете в такое время? Поехали ко мне домой». И отвез нас к себе. Нас напоили, накормили, дали ночлег, с утра проводили и помогли добраться, куда нам было нужно. Еще был случай. Как-то на улице моросил мелкий дождик, мы стоим, вдруг останавливается парень на машине и говорит: «Я еду недалеко, всего 40 км, но могу подвезти вас». Едем. Он спрашивает: «Ну что, замерзли? Давайте ко мне в гости — чаем напою». Приехали к нему, попили горячего чая. А он и говорит: «Давайте я вам баню истоплю!» Так и подружились, начали общаться. Или, например, в Хабаровске познакомились с местными байкерами. Они устроили нам экскурсию, оставили ночевать, а на следующий день помогли добраться до удобной для нас точки. Обменялись контактами с ними, переписываемся, созваниваемся. Получается, приобрели друзей совершенно из другой темы, не связанной ни с автостопом, ни со сплавом.

Долго приходится ждать, пока остановятся желающие подвезти?
Всегда по-разному. Иногда стоишь 15 минут, а иногда и по четыре часа приходится. В этом плане для нас самой неудачной стала Курганская область. Там мы простояли двое суток. Пожалуй, это был самый тяжелый период в путешествии. Местные нас предупреждали, что автостопщики жалуются, что здесь с этим проблемы, но причины никто объяснить так и не смог. Те два дня выдались морально ужасно тяжелыми. Жара 45 — 46 градусов, ни одна машина не останавливается... Когда подошел к концу первый день, ложились спать в палатке с вопросом: «А завтра-то мы уедем?» И когда следующий день начался так же неудачно, стали думать, что делать дальше. В итоге договорились с дальнобойщиком, который согласился отвезти нас в Тюмень.

С какими трудностями пришлось столкнуться в дороге?
Самая большая проблема — это наша палатка, которая постоянно протекает во время дождя. Мы не рассчитали: взяли вместо хорошей, но тяжелой, легкую, но плохую. Еще одна трудность — поиск места, где можно помыться. В основном приходится это делать в реках. И довольно неприятное явление — смена часовых поясов. Бывало так: сначала разница в час, потом в два, в итоге просто не успеваешь перестроиться — на дворе день, надо ехать, а ты сидишь клюешь носом.

Уже знаете, куда поедете в следующий раз?
Россия — настолько большая страна, что, думаю, жизни не хватит, чтобы все увидеть. Очень много регионов, которые хотелось бы посетить: Сахалин, Камчатку, Чукотку, Якутию. Если задаться целью, можно в любой регион ехать и бесконечно в нем что-то искать, смотреть, везде есть своя изюминка.

Иван Крылов, газета «Голос Череповца»