Россияне вернулись к экономии

После постепенной отмены самоизоляции в регионах жители страны стали возвращаться к экономии. Следующего всплеска потребительской активности в России эксперты ждут в сентябре, а затем — уже традиционно в канун Нового года.

После оживления в июле расходы россиян в начале августа вновь начали снижаться. По данным холдинга «Ромир», средний чек за первую неделю августа сократился на 3,5 % по сравнению с июльскими уровнями и составил 553 рубля. При этом объем повседневных расходов сократился сразу на 10,3 % — до 3843 рублей.

Как отмечают аналитики, рост расходов в июле не был структурным, а вызван временным эффектом отложенного спроса: после самоизоляции россияне начали возвращаться в магазины и приобретать необходимые товары. Но теперь отложенный спрос удовлетворен и этот фактор сошел на нет.

По оценкам «Сбериндекса», расходы россиян с 3 по 9 августа упали на 2,6 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это самый слабый результат с конца июня, поскольку впервые за пять недель расходы на одежду, обувь и аксессуары резко снизились.

В НИУ ВШЭ считают, что следующего всплеска потребительской активности стоит ждать в сентябре. Во-первых, в августе — сентябре россияне постараются уехать в отпуск, а во-вторых, им нужно будет подготовить к учебному году своих детей.

Одновременно ученые фиксируют рост номинальных заработных плат у работающего населения. Они растут примерно на 7,8 % за январь — май. Даже если учитывать инфляцию, то прирост реальной зарплаты в регионах составит от 3,5 до 5 %. Конечно, это создает убытки для компаний, потому что зачастую они выручку не получают, но зарплаты вынуждены выплачивать, чтобы получать антикризисную поддержку. Тем не менее это поддержало отложенный спрос.

По данным FinExpertiza, совокупная прибыль российского бизнеса (без учета малого бизнеса) весной обвалилась на 67 %, и дальнейшего роста реальных зарплат ждать не стоит. После сентябрьского потребительского всплеска последует неизбежное падение: потратив сбережения на отпуск, россияне начнут экономить. После этого останется надеяться только на предновогодний всплеск покупательской активности.

Андрей Савин