«В классе были соревнования: кто сколько прочитал!»

Мы продолжаем рубрику «Буду читать всегда», в которой горожане размышляют о книгах, пользе чтения. Книга — лучший подарок. Так подчеркивали ценность чтения раньше. Актуально ли это в наше время? На вопросы «Речи» отвечает Наталия Сорокина.

— В детстве для меня книжки были возможностью уйти в другой мир — приключений, фантастики. Это был мой мир, никто не мог туда вторгнуться. Наталия Николаевна, расскажите о вашем отношении к книгам.

— В нашей семье всегда был культ книги. Читать я научилась довольно рано, в четыре года. Сначала это были стихи, сказки, книжки-малышки из наших любимых журналов «Веселые картинки» (6+) и «Мурзилка» (0+), которые в нашей семье были всегда. В библиотеку меня записали еще до школы, когда все домашние книги были перечитаны, а многие из них выучены наизусть. Потом были рассказы о детях и для детей, о природе и животных, приключения, фантастика. Правда, как это ни странно, фантастика меня мало интересовала. В школе — классика, любимый Александр Сергеевич Пушкин. Я всегда любила читать. На лето нам давали список литературы, обязательной для прочтения, из которого уже через две-три недели все было прочитано. При этом мы вели читательский дневник не только летом, а на протяжении всего года. В дневнике записывали название произведения, о чем оно и сколько страниц в день прочитал. У нас начинались самые настоящие соревнования в классе: кто сколько прочитал! Если не успевали взять книгу в библиотеке, а дома уже все прочитано и нет ничего нового — в ход шли газеты и журналы.

— Можно ли воспитать хорошего человека без книг? Сейчас молодые люди читают редко, чаще — краткое содержание, если нужно сдавать экзамены. Вроде дураками не вырастают…

— Коварно-спорный вопрос, однако. В нашей семье мы очень часто вспоминаем своих бабушек и дедушек, у которых и было-то по три класса образования, а о чтении книг и речи не было! При этом выросли они порядочными, нравственными, духовно щедрыми людьми. Молодые люди сегодня без книг, конечно, могут обойтись. Хотя и с книгами люди далеко не всегда бывают хорошими. Вспомните слова Владимира Семеновича Высоцкого: «Если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа наблюдал свысока и в борьбу не вступил с подлецом, с палачом, — значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем! Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал что почем, — значит, нужные книги ты в детстве читал!». Я думаю, главное, что дают нам книги, чем мы обязаны им, — это формирование своей точки зрения, своего мнения в сочетании с прозой жизни. Ведь чтение книги — это опыт проживания всего, что предлагает жизнь. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, мы учимся понимать, что такое добро и 0зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. А сегодня школьники не желают тратить время на чтение, и виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Современному школьнику проще воспользоваться интернет-источниками, нежели обратиться к книге. Тем самым они лишают себя не только приятного досуга с книгой, но и развития нестандартного мышления.

— Какая книжка запомнилась вам на всю жизнь и почему?

— У меня нет какой-то одной любимой книги — их просто десятки, и каждая навевает отдельные воспоминания. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (6+) Алексея Толстого мне подарили на день рождения. Моему счастью не было предела! Это была одна из первых моих книг с глянцевыми страницами и замечательными иллюстрациями. Я ее зачитала буквально до дыр. За «Приключениями Незнайки и его друзей» (6+) Николая Носова мы записывались в очередь в библиотеке, спорили, кому из нас первому она достанется. В первую очередь книги выдавали тем, кто быстро читает, не задерживает. А русские народные сказки, сказки Александра Сергеевич Пушкина, Ганса Христиана Андерсена — это отдельный мир! Сказок вообще было много. Самый глубокий след оставила книга Волкова «Волшебник изумрудного города» (6+), потому что я хотела, наверное, думать, что есть на свете место, где люди могут решить все свои проблемы, где никакая Бастинда не сможет навредить добру. Да и на Элли мне всегда хотелось быть похожей — мне нравилось помогать незнакомым людям. В советское время купить книги было очень сложно, в основном брали в библиотеке, читали запоем. А эти книги тяжело было достать даже в библиотеке. Поэтому читать их приходилось не по порядку, а «какая досталась». А потом уже брать повторно и перечитывать по порядку. Позже это были истории о Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен (12+), «Приключения Тома Сойера» (12+) Марка Твена, «Кортик» (12+) и «Бронзовая птица» (12+) Анатолия Рыбакова, «Витя Малеев в школе и дома» (0+) Николая Носова, «Тимур и его команда» (6+) Аркадия Гайдара, «Уроки французского» (12+) Валентина Распутина, «Алые паруса» (6+) Александра Грина, «Дети капитана Гранта» (6+) и «Пятнадцатилетний капитан» (12+) Жюля Верна, «Всадник без головы» (6+) Майн Рида, «Остров сокровищ» (6+) Роберта Стивенсона… Да все и не перечесть! Кстати, почти все эти книги есть в нашей домашней библиотеке. Ими зачитывались и наши дети, а теперь они бережно хранятся в надежде, что нашим внукам тоже будет интересно заглянуть в мир книг.

— Наталия Николаевна, как вы считаете, нужна современному человеку домашняя библиотека или в современных квартирах книжки не живут?

— Я — продукт советской эпохи. А значит, мне знакомы понятия домашней библиотеки и общественной библиотеки, в которой, к слову сказать, я три года проработала, как сейчас бы сказали, волонтером. Тогда я просто караулила нашего библиотекаря, порой приходила даже раньше и ждала открытия, чтобы помочь расставить книги на полках, разобрать возвраты, разложить формуляры в алфавитном порядке, подшить газеты. День, когда наш библиотекарь просила помочь принести с почты посылки с новыми книгами, был просто праздником! Ведь я одной из первых узнавала о новинках, которые поступали в нашу библиотеку. Я настолько «заразилась» работой в библиотеке, что не только нашу домашнюю библиотеку, но и домашнюю библиотеку лучшей маминой подруги взяла на контроль: вела журналы поступления (приобретения) книг, выдачи (читали все: и знакомые, и соседи, и коллеги), заполняла формуляры. Да, домашним библиотекам быть, но это не должно быть данью моде или погоней за дорогостоящими и редкими изданиями. Книги должны жить в современных квартирах.

— У многих из нас подрастают дети, внуки. Как им привить любовь к книжке? Или же сейчас можно привить только любовь к гаджету?

— Любовь к книге можно привить личным примером чтения, личным отношением к этим мудрым и молчаливым учителям жизни. Любовь к гаджетам можно и не прививать — мне кажется, что новое поколение рождается уже со способностями работы с ними. Меня очень радует, что в моей семье, в кругу моих знакомых и родных дети и взрослые отдают предпочтения «живой» книге, а не чтению онлайн. Приятно видеть сверкающие глаза, когда подарком оказывается книга. Помню, как мы решили подарить сыну на новый год всю серию книг о Гарри Поттере (6+) Джоан Роулинг. В новогоднюю ночь под елкой его ждала только первая книга, а 1 января мы поехали на новогодние каникулы в Москву. Конечно же, и книга поехала вместе с нами. Через пять дней, когда мы возвращались домой на поезде, а книга уже была прочитана, сын поделился своей заветной мечтой: «Вот было бы здорово, если бы Дед Мороз подарил мне не одну книгу, а всего Гарри Поттера!» Каково же было его удивление, когда, едва открыв двери, он увидел под елкой стопку книг, которая уже ждала его!

— Наталия Николаевна, за какой книжкой рука сейчас тянется к книжной полке: детективом, женским романом, исторической литературой?

— Сейчас времени нет совсем, но все-таки с удовольствием в выходные дни могу себе позволить почитать какой-нибудь дамский роман. Особенно «отрываюсь» в отпуске, встретившись с огромной библиотекой своего детства в родительском доме, которую мама бережно хранит! Там я могу читать и днем и ночью все, на что хватает времени. Могу перечитать как, например, «Каштанку» (6+) Антона Павловича Чехова, «Героя нашего времени» (16+) Михаила Юрьевича Лермонтова или «Евгения Онегина» (16+) Александра Сергеевича Пушкина, так и сказки народов мира. А сейчас посоветовали «протянуть руку», как говорится, к постапокалиптическому роману Дмитрия Глуховского «Метро 2033» (16+), который вышел в 2010 году, — после пандемии, думаю, я буду готова почитать о жизни людей в московском метро после ядерной войны на Земле.

Татьяна Ковачева