Как жильцы микрорайона добились нового автобусного маршрута?

Схема движения городского общественного транспорта зависит от множества факторов: рентабельность перевозок, пассажиропоток, актуальность того или иного маршрута. Однако при изменении схемы движения автобусов учитывается и мнение горожан. Так, по просьбе череповчан вернули на линию автобусы 13-го маршрута, движение которых было приостановлено в период пандемии. Жители Заречья инициировали создание нового маршрута внутри района, который свяжет медицинские учреждения. Подробности выяснял «Голос Череповца».

«Медвежий угол». В редакцию нашей газеты обратилась пенсионерка Надежда Смирнова. По словам женщины, высказала она не только свое личное мнение, но и точку зрения многих жителей многоэтажек на улице Раахе.
— Полгода назад мы переехали в Зашекснинский район, а конкретно – в дом № 56 на улице Раахе, — рассказала журналистам Надежда Вениаминовна по телефону. – И сразу же столкнулись с проблемой доступности общественного транспорта. Да, есть «четверка», 31-й автобус, но остановки расположены достаточно далеко. А у нас в районе живет много пенсионеров, молодых мамочек. В нашей части Зашекснинского нет никакого сообщения внутри района. Допустим, нужно попасть в седьмую поликлинику. До центрального здания на Октябрьском проспекте, мы замеряли, два километра. Немногим ближе и филиалы поликлиники на Шекснинском проспекте, на улице Ленинградской. Проблематично добираться детям до детских садов и школ. Хорошо, если в семье есть личный транспорт. А какая еще альтернатива? Такси – удовольствие недешевое. Получается, что мы живем в каком-то медвежьем углу, чувствуем себя отрезанными от мира.
Улица Раахе действительно не избалована общественным транспортом. На обратном пути следования (из ЗШК в Индустриальный) часть улицы захватывает автобус № 27. Напрямую по улице Раахе идет «четверка» (и то только в направлении движения из Заречья в ЗШК), конечные точки движения которой – санаторий «Адонис» и улица Рыбинская. Почему он не устраивает жильцов?  
— «Четверка» сворачивает после Октябрьского моста сразу на улицу Раахе и идет мимо коттеджного поселка. Сами посудите, разве жильцам этих домов нужен общественный транспорт? – рассуждает Надежда Вениаминовна. – Получается, что на этой части маршрута пассажиров нет. К тому же автобусы № 4 маленькие, заходить в салон пожилым людям или мамочкам с колясками неудобно. Мы обсуждали возможные пути решения нашей проблемы. К примеру, можно было бы изменить маршрут движения той же «четверки», чтобы после моста она поворачивала, как 31-й автобус, на улицу Ленинградскую, дальше – на Батюшкова и на Раахе и далее до Шекснинского проспекта. Нам было бы очень удобно – и до поликлиники можно добраться, и до «кольца» на Октябрьском проспекте.  

Автобус № 9. Прецеденты, когда именно обращения жителей привели к появлению нового автобусного маршрута, в городе есть. Так, 1 сентября на улицы выйдет автобус № 9, который свяжет все медицинские учреждения Заягорбского района: поликлиники на ул. Суворова и ул. Беляева, роддом МСЧ «Северсталь» и областную детскую больницу на ул. К. Белова. Но решение было найдено не сразу.
— Первый вопрос, с которым ко мне начали массово обращаться жители района, касался транспортной доступности второй поликлиники на улице Беляева, — рассказывает депутат Череповецкой городской думы Любовь Царева. – Так, с перекрестка улиц Краснодонцев и Олимпийской до поликлиники сейчас можно добраться только пешком. Между тем в этом районе идет активное строительство, на улице Олимпийской выделяют участки многодетным семьям. Мы обратились с письмом в отдел транспорта мэрии с просьбой рассмотреть вопрос, но получили отказ. Написали снова, но на этот раз не просто озвучили проблему, а предложили варианты ее решения. Например, можно было бы изменить маршрут 13-го автобуса по улице Олимпийской до улицы Краснодонцев, чтобы люди могли доехать хотя бы до остановки «Юбилейная» на проспекте Победы. Дойти с нее до поликлиники на ул. Беляева ближе, чем подниматься в горку пешком с ул. Краснодонцев. Но этот вариант отклонили как невыгодный.
Решение этой проблемы пришло, когда столкнулись с другой. В 2019-м в Череповце произошла реорганизация детских поликлиник Заягорбгского района: отделение физиотерапии, рентгенкабинет перенесли из здания на ул. Беляева, 2, в здание на ул. Суворова, 4. Проблема транспортной доступности стала еще острее.
— Направили обращения в департамент здравоохранения Вологодской области, уполномоченному по правам человека, уполномоченному по правам ребенка, — продолжает Любовь Царева. — Департамент поддержал нашу инициативу, чтобы мэрия решила вопрос транспортной доступности медицинских учреждений. В итоге на меня вышла «Автоколонна № 1456» с просьбой озвучить, какие именно точки должен связать новый маршрут. Мы собрались с жителями 25-го микрорайона и начали обсуждать: кому, куда и откуда нужно добираться; постарались захватить все участки, чтобы было удобно и жителям 23-го микрорайона, и тем, кто живет на улице Гоголя. Мы описали все наши пожелания, и в итоге нам предложили новый маршрут, который должен стартовать с сентября этого года. В общей сложности на решение проблемы ушло почти три года.

Маячат перемены. С вопросом о возможности внесения изменения в схему движения общественного транспорта с учетом пожеланий наших читателей мы обратились в МУП «Автоколонна № 1456».
— Пока глобальных изменений не планируется, — ответила пресс-секретарь Татьяна Скородумова. – Но они ожидаются в недалеком будущем: нужно понимать, что после ввода в эксплуатацию Архангельского моста схемы движения общественного транспорта претерпят изменения. Что касается обращений жителей, то они поступают регулярно – люди направляют их по электронной почте, пишут в сообщениях в нашей официальной группе в социальной сети, звонят диспетчеру. Все обращения рассматриваются, и в некоторых случаях схемы движения действительно меняются.
— Людям нужно выразить свое мнение коллективно, — считает директор МУП «Автоколонна № 1456» Дмитрий Микишанов. – Возможны различные пути решения вопроса: изменить схему движения существующих маршрутов или ввести новый. Но все варианты в любом случае будут просчитаны с точки зрения их целесообразности. Если говорить о внутрирайонном сообщении, то в Зашекснинском районе есть автобус 32-го маршрута. Он вводился для того, чтобы связать образовательные учреждения – школы и детские сады. Почему бы не включить в него и медицинские учреждения?
В подтверждение слов о том, что перевозчик слышит мнение горожан, можем привести несколько конкретных примеров. Так, по просьбе горожан изменили график движения автобуса № 19 (Красноармейская площадь – Новые Углы). С 20 июля он и в будние дни будет ходить по расписанию, которое раньше действовало только в выходные.
С 3 августа вернулся 13-й маршрут, который был отменен с начала пандемии. С учетом пожеланий пассажиров была изменена схема его движения: теперь у него нет конечной остановки в Зашекснинском районе. Автобус разворачивается на перекрестке Октябрьского проспекта и улицы Монтклер и движется в обратном направлении, в Заягорбский район, по Октябрьскому проспекту, не заворачивая на улицу Городецкую.
Опять же по просьбе горожан с 3 августа вернули за Шексну рейс маршрута № 1 до улицы Монтклер (отправление с Монтклер в 7.05, от литейно-механического завода до Монтклер – в 17.15).

#впродолжениетемы
Эксперимент не удался
Некоторые изменения, что называется, не прижились. Так, городские власти предложили изменить маршрут «шестерки», продлить его до микрорайона «Черемушки» в ЗШК. Но такой вариант горожане не оценили, и автобус ходит по прежнему маршруту. Эксперименты в этом году затронули и движение автобуса маршрута № 27. Опробовали схему, когда транспорт ходил по улицам Рыбинской и Монтклер до улицы Сазонова. Но практика показала, что разворотное кольцо на Сазонова небезопасно для движения общественного транспорта, и 27-й снова стал разворачиваться к остановке «Южная ТЭЦ» на улице Рыбинской. Эксперименты продолжаются.

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»