35media.ru

«Джигурда» от Калашникова: череповчанин собирает мини-байки и дает им имена.

Известные во всем мире как doodlebug, на первый взгляд мотомалыши кажутся не больше чем игрушкой. Конечно, для дорог общего пользования они не предназначены, однако на закрытых, оборудованных специальными средствами площадках и картодромах эта техника показывают всю свою мощь и заставляет зрителей удивляться. «Голос Череповца» пообщался с Иваном и узнал, какую максимальную скорость может развить мини-байк и что самое главное при сборке этих чудо-малюток.

Иван, расскажите как давно находитесь в мотоциклетной сфере? С чего началось ваше увлечение мини-байками?
Любовь к мототеме мне привил отец. С раннего детства я катался на советских мопедах типа «Карпаты», «Дельта». В 16 лет получил права, приобрел первый мотоцикл. А про мини-байки впервые узнал приблизительно в 2011 году, наткнулся на видео в Интернете. И меня очень заинтересовало, как люди совершенно разных возрастов, от детей до старичков, катались на маленьких мотоциклах! Захотелось сделать свой.

Каким он был, ваш первый мини-байк?
До этого я ничего подобного не делал, но сложностей не возникло. Поразмыслил, прикинул размеры, оценил технические параметры и габариты. Важной задачей для меня было сделать так, чтобы его без проблем можно было погрузить в багажник и отвезти на картодром. Сделал раму, поставил на нее двигатель от мотоблока, установил нужные запчасти — и все. Когда собрал, обрадовался как ребенок: надо же, он едет! Покатался, понял, что нужно доработать, стал совершенствовать.

Расскажите подробнее о процессе сборки мини-мотоциклов.
Саму раму я делаю из стальных водопроводных труб. Специальным приспособлением, трубогибом, придаю им нужную форму. Если необходимо, вытачиваю втулки и другие детали, которых в магазине не найти. Колеса ставлю пятидюймовые, от маленьких гоночных картов. Хоть они и дорогие, зато выдерживают огромную нагрузку и имеют большой запас прочности, идеальный для мопеда. Накачиваю их воздухом, как правило, до двух атмосфер. Мотор покупаю мотоблочный, мощностью на 6 сил — я ставил и на 15, разница, конечно, есть, но тогда конструкцию мини-байком не назовешь. Привод на колесо производится с помощью обычной мопедной цепи. Пробовал ставить и ремень — работает, но со временем вытягивается и собирает грязь на себя.

А как же переключение скоростей?
Нет возможности переключать передачи. Все максимально просто, но зато надежно: на правой ручке газ, на левой — тормоз.

Часто ли случаются поломки мотомалышей?
Там ломаться нечему! Для меня основная цель и состоит в том, чтобы сделать их максимально простыми и надежными. Когда не хочется тратить время на обслуживание — завел и поехал. Тем хорош мотоблочный мотор — от ручного стартера он заведется в любой мороз и холод.

Сколько времени занимает сборка одного подобного байка?
Если заниматься этим по часу-два в день четыре дня в неделю, то примерно месяц. А когда есть новые детали, собрать раму можно всего за три часа.

Что самое сложное в процессе создания мини-байка?
Для меня самое сложное — найти время. С технической точки зрения нет никаких трудностей. Главное — это сделать раму. Важно, чтобы она была прямая, правильно сбалансированная, чтобы колеса стояли ровно.

Какой проект вам запомнился больше всего?
Пожалуй, самый запоминающийся и яркий мини-байк, созданный мной, — это «Джигурда». Некоторое время назад захотелось сделать для себя что-то по-настоящему мощное, брутальное и рычащее, чтобы люди обращали внимание. Отсюда и название — образ эпатажного актера и музыканта Никиты Джигурды как раз и вызывал у меня подобные ассоциации. На изготовление мопеда ушло порядка двух месяцев. Он значительно отличался от моих предыдущих работ: гидравлические тормоза, фара, подсветка... Да и по ходовым качествам он был мощнее, с места стартовал очень бодро.

Среди ваших работ есть не только мини-байки, но и мини-трайк, расскажите о нем.
Да, я считаю, что мини-трайк — это лучшее, что я сделал на данный момент. Когда я его создавал, преследовал главную цель — больше времени проводить с сыном, чтобы и ему это было интересно, и мне. На трайке мы вместе катались на площадках, получали удовольствие. Трайк имел две с половиной силы, максимальная его скорость была 20 км/ч, что давало хорошую тягу. Я даже ставил на него специальные приспособления, которые позволяли совершать эффектные развороты. Но делать трайк сложнее. Там другая трансмиссия, по размерам он больше, соответственно, требует больше деталей, запчастей и большего количества времени на работу.

Как бы вы оценили активность в этой сфере: у нас много людей, интересующихся мини-байками и их сборкой?
В целом в России у нас мало кто интересуется подобным. Создание мини-байков как направление очень развито в Америке, почему-то особенно популярно в штате Детройт, там есть целые команды, которые занимаются этим. Мне очень интересно наблюдать за тем, что они делают, подсматривать какие-то интересные вещи для себя. Думаю, я не слукавлю, если скажу, что на данный момент я единственный в России, кто активно погружен в эту тему и может собрать мини-байк из простых и доступных комплектующих.

Приходилось ли вам сталкиваться с негативным отношением людей, называют ли ваши модели «неполноценными мотоциклами»?
Да, сталкивался. Кто-то иногда посмотрит с усмешкой, кто-то оставляет язвительные комментарии в Интернете. Многие не понимают этого. Но я осознаю, что у всех свои вкусы и просто не обращаю внимания на подобные комментарии.

Есть ли в планах создание новых мини-байков?
Да, хочется реализовать одну идею, которая требует серьезных вложений. В голове уже полностью сложился образ будущей модели. Это будет мощный байк с большим мотором, максимально заниженный, в стиле «стрит». Заднее колесо будет широким, что придаст брутальности внешнему виду, переднее поуже; поставлю мощный вариатор, чтобы была хорошая тяга, и т. д. Осталось лишь воплотить задумку в жизнь…

#справка
Технические характеристики мини-байков:
50 км/ч — максимальная скорость стандартных моделей
(но мотор можно улучшить и разогнать байк до 80 км/час);
1 м — средняя длина одного байка (каждая рама индивидуальна);
60 — 65 см — высота мини-мотоцикла;
35 кг — вес;
2 л — объем топливного бака, хватает на три часа езды;
АИ-92 — марка бензина.

Иван Крылов, газета «Голос Череповца»