35media.ru

Череповчанка перевела мошенникам 2 миллиона рублей и взяла 2 кредита

За шесть месяцев 2020 года число дистанционных хищений в Череповце выросло более чем на 20 %. Рассказы о том, насколько убедительными могут быть мошенники, ярко иллюстрирует последний случай. 64-летняя череповчанка девять часов подряд переводила деньги через банкомат на счета преступников. А после этого, испугавшись, что на ее имя неизвестные оформляют кредит, сама взяла два займа почти на миллион рублей и снова перевела их злодеям. Подробности выяснял корреспондент газеты «Голос Череповца».

Отдала и задолжала. Заявление в полицию 64-летняя жительница Череповца написала 20 июля. Она рассказала, что 13 июля ей позвонила неизвестная женщина, которая представилась сотрудницей службы безопасности банка в г. Москве. Она сообщила, что некая гражданка (назывались Ф. И. О.) пытается совершить несанкционированные действия с вкладом череповчанки. Проще говоря, пенсионерку запугали: какая-то дама хочет украсть деньги с ее счета. Следуя полученным в телефонном разговоре инструкциям, женщина (назовем ее условно Иванова), сходила в банкомат и сняла 600 тысяч рублей.
На следующий день «сотрудница» позвонила снова и сказала, что со счета нужно снять и все оставшиеся деньги. Иванова сняла 818 тысяч рублей и под руководством мошенников, которые все это время «вели» ее по телефону, поехала в гипермаркет в Зашекснинском районе. Там она на протяжении девяти (!) часов переводила по 15 тысяч рублей через банкомат на различные «банковские ячейки».
15 июля вновь раздался звонок. На этот раз на другом конце провода был мужчина и говорил он якобы от службы безопасности другого банка. У Ивановой был вклад и в этой кредитной организации. История повторилась: по инструкциям мошенника череповчанка перевела на указанные им счета 635 тысяч рублей со своего счета. И снова это заняло несколько часов.
В результате у Ивановой не осталось средств на счету. Но злоумышленников это не остановило. Они убедили женщину, что на ее имя оформлен кредит в размере 400 тысяч рублей, необходимо снять эти деньги, чтобы ими не воспользовались мошенники. Череповчанку «заговорили» так, что она поехала в отделение банка и… оформила кредит на 400 тысяч рублей. Получив деньги, она через банкомат перевела их на счета мошенников.
16 июля Иванову опять потревожили из «банка». На этот раз легенда была таковой: кто-то подал заявку на получение кредита в размере полумиллиона рублей от имени Ивановой. И пенсионерка оформила еще один кредит (на 500 тысяч), снова переведя наличные преступникам…
У пенсионерки не сохранились чеки, подтверждающие переводы денежных средств, но она запомнила некоторые реквизиты банковских карт, куда отсылала крупные суммы денег. В общей сложности она перевела мошенникам 2 млн 935 тысяч рублей.

Семь обманутых за сутки. Чтобы оценить масштаб бедствия, мы запросили данные о дистанционных мошенничествах в Череповце за одни сутки – 21 июля 2020 года. В этот день поступило семь заявлений о преступлениях этой категории.
* Женщине 1979 г. р., проживающей в Заягорбском районе, звонили из «службы безопасности банка» и говорили, что необходимо аннулировать кредит, якобы оформленный на ее имя. Звонки поступали с 24 абонентских номеров. В течение трех дней череповчанка переводила деньги, в общей сложности лишившись 800 тысяч рублей.
* Мужчине 1977 г. р. мошенники сообщили о подозрительных трансакциях на его банковском счете. Гражданин назвал данные своей карты, с которой тут же были списаны все деньги — 49 955 рублей.
* Женщину 1972 г. р., проживающую в Индустриальном районе, обманули по той же схеме. Мошенники «заработали» 14 тысяч рублей.
* Череповчанка 1989 г. р. хотела купить батут. На сайте бесплатных объявлений нашла продавца, списалась с ним, обсудила условия покупки. Череповчанке предложили провести онлайн-оплату товара, и, как только она ввела на сайте данные своей банковской карты, с нее списали 18 270 рублей.
* У череповчанки 1972 г. р. мошенники «увели» 10 972 рубля с карты под предлогом покупки детского комбинезона, который она выставила на продажу в Интернете.
* Таким же образом лишилась денег (4 060 рублей) череповчанка 1985 г. р., которая хотела продать детский матрас.
* Череповчанке 1992 г. р. был причинен ущерб в размере 6 500 рублей. Девушка хотела заказать одежду через социальную сеть.
Во всех случаях злоумышленники под различными предлогами вынуждали потерпевших сообщить им данные своих банковских карт, тем самым предоставив доступ к ним.

Предупредили всех. «Мы проводим большой комплекс профилактический мероприятий в сфере дистанционных мошенничеств, — рассказывает начальник участковых уполномоченных ОП № 2 УМВД по г. Череповцу Игорь Мищенко. – Упор делаем на обход жилого сектора. В условиях карантинных ограничений сейчас напрямую с жильцами не контактируем. Но памятки с информацией о том, как не стать жертвой мошенников, есть на досках объявлений практически во всех подъездах. Мы связываемся с руководством предприятий, выходим на встречи с трудовыми коллективами, где проводим профилактические беседы, выдаем буклеты, демонстрируем аудио- и видеозаписи. Работаем с торговыми центрами, в основном теми, где продают цифровую технику, чтобы транслировались видеоматериалы на тему профилактики дистанционного мошенничества. В общественном транспорте есть листовки, в автобусах «Автоколонны № 1456» транслируются аудиозаписи на данную тему, крутят их и в трамваях».
Если говорить о способах совершения преступлений, то можно выделить тройку самых популярных.
1. Звонки от имени службы безопасности банка (47,8 % от общего числа дистанционных преступлений). Человеку сообщают о подозрительных трансакциях: кто-то пытается снять деньги с его счета или оформить кредит на его имя.
2. Покупка-продажа товара через Интернет (24,8 %). Мошенники ищут жертв на сайтах объявлений. Человека просят внести предоплату за товар, который он хочет приобрести. Если мошенник выступает в роли покупателя, он просит реквизиты карты продавца, чтобы перевести деньги.
3. Социальные сети и сайты в Интернете (20,1 %). Злоумышленники все чаще используют фейковые, то есть поддельные, сайты известных компаний, интернет-магазинов. Разница может заключаться в точке или букве в названии сайта, на которую покупатель может не обратить внимания. В июне был случай, когда человек по ссылке перешел на фейковый сайт банка и, не сомневаясь в его подлинности, ввел персональные данные, включая реквизиты своей карты.
— Мы проводим регулярный анализ всех дистанционных преступлений, на основании которого можно сделать определенные выводы, — рассказал нам и. о. начальника штаба УМВД по г. Череповцу Федор Шидловский. – Так, сегодня неактуально мнение, что жертвой мошенника становятся только пенсионеры, доверчивые в силу возраста. Напротив, все чаще потерпевшие – это люди молодые, работающие. Анализ преступлений по дням недели показывает, что мошенники активны в понедельник, а пик преступлений данной категории приходится на четверг — пятницу. Если говорить о телефонных звонках якобы от службы безопасности банка, то они поступают людям, как правило, только в рабочее время. Суммы ущерба разные, в диапазоне от 5 000 рублей до нескольких миллионов. Проще говоря, мошенник заберет все, что есть на банковской карте человека.
Добавим, что в числе граждан, пострадавших от мошенников в этом году, 71,5 % — работающие люди, 16 % — пенсионеры, 12,5 % — неработающие.

Простое правило. При работе с потерпевшими полицейские обязательно уточняют, был ли человек ранее информирован о мошенничестве, способах совершения этого преступления. Более 90 % людей признают: да, читали в СМИ, слышали от знакомых, в социальной рекламе. Были ситуации, когда человек, выслушав подробную профилактическую лекцию, организованную на предприятии, где он работает, вскоре попадался на удочку злоумышленника.
— В рамках расследования уголовного дела следователь выносит представление: устранить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, — продолжает Федор Шидловский. – И если потерпевший – работающий человек, мы направляем письмо руководству предприятия с просьбой еще раз сообщить сотрудникам о мерах безопасности. Мы делаем картографический анализ, исходя из места проживания потерпевших, чтобы выявить недостатки проводимой профилактической работы, усилить ее. Но, как показывает практика, все предупреждения, которые слышал человек, забываются, когда он попадает под влияние мошенников, которые без преувеличения являются отличными психологами.
Был случай, когда звонивший череповчанину преступник не только обратился к нему по имени-отчеству, но и назвал (якобы для уточнения) правильные реквизиты его банковской карты. Откуда у мошенников эти базы данных – вопрос для полиции пока открытый. В ситуациях, когда мошенники используют фейковые сайты, они играют на обычной невнимательности потерпевших. Большинство звонков поступает с номеров московского региона. Однако на деле, как выяснили оперативники, мошенники используют IP-телефонию и на самом деле звонят с поддельных номеров. И даже если на вашем телефоне высветился номер, идентичный, к примеру, телефону банка (его головного офиса в Москве), обязательно перезвоните на него сами. Важно: не используйте автоматический перезвон, нажав на только что поступивший вызов, оставшийся в истории телефона, а наберите номер вручную.
— Запомните элементарное правило: нельзя сообщать незнакомым людям данные своей банковской карты, — говорит начальник полиции Алексей Паликов. – Помните, что банковские работники и государственные служащие никогда не будут интересоваться данными вашей карты, включая ее номер, PIN-код и CVV-код на оборотной стороне.

Губит наивность? Многие потерпевшие говорят, что во время общения с мошенниками были будто бы под гипнозом. Не знаю, насколько реально загипнотизировать собеседника по телефону, но некоторые психологические приемы в действиях аферистов распознать можно. Это и определенный выбор фраз, и интонация, и скорость речи. В первые секунды разговора задача мошенника — установить с вами доверительный контакт. Собеседник не воспринимается как абсолютно незнакомый человек, когда он обращается к вам по имени-отчеству, озвучивает и другие ваши персональные данные. Расположив к себе, он цепляет вас на крючки, чтобы удержать внимание. Безусловно, играют мошенники и на такой эмоции, как страх (за свои сбережения, судьбу близкого человека и т. д.). Побуждают вас действовать быстро, отсекая все возможности для анализа информации, включения логического мышления. Поэтому лжесотрудники банка говорят, что деньги с вашего счета снимаются именно в эти минуты и, если не перевести средства на резервный счет, вы останетесь ни с чем.
Мы нашли любопытное интервью заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ имени Ломоносова Александра Тхостова на эту тему. По мнению ученого, людей губит… нет, не жадность, а наивность, она же синоним доверчивости. «Это же нормальное чувство человека, когда ему звонят и предлагают обезопасить его от чего-то. Только параноики должны думать о том, что их постоянно будут обманывать. Нормальный человек не может так думать, потому что с этим тяжело жить», – подчеркнул Тхостов.

Не проходите мимо. Вернемся к истории, которую мы рассказали в начале статьи. Череповчанка несколько часов переводила деньги через банкомат в гипермаркете, где огромное количество людей. Возможно, если бы кто-нибудь подошел к ней и поинтересовался происходящим, в ее голове появились бы крупицы сомнений: а что я делаю? Пожалуйста, проявляйте внимательность — и к своим близким, и к незнакомым людям. Бывают ситуации, когда подобное участие помогает избежать человеку финансовых потерь.
Именно так поступила череповчанка Ольга Быкова. 2 июля она находилась в отделении банка и обратила внимание на пенсионерку, которая, разговаривая по телефону, пыталась перевести деньги через банкомат. Бдительная женщина предположила, что пенсионерка, возможно, действует по указке мошенников и попросила у нее телефон. В разговоре она дала понять злоумышленникам, что не верит им, и те, испугавшись ее напора, бросили трубку. 68-летняя пенсионерка поняла, что едва не стала жертвой преступников, которым хотела перевести все деньги со своего счета. В УМВД по г. Череповцу Ольге Быковой вручили почетную грамоту и выразили благодарность.

#полезнознать
Правило трех НЕ
1. НЕ открывайте ссылки и файлы, которые пришли на ваш телефон или электронную почту с незнакомых номеров и электронных адресов. Удалите подозрительные послания.
2. НЕ перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов. Приобретайте товары только на проверенных интернет-сайтах.
3. НЕ верьте звонкам из «службы безопасности» банков. Проверяйте информацию, самостоятельно обращайтесь в ближайшее отделение банка.

#дословно
Начальник полиции УМВД по г. Череповцу Алексей Паликов:
«Дистанционные мошенничества регистрируются ежедневно. На данный момент каждое четвертое — пятое преступление в городе – это именно мошенничество, совершенное дистанционным способом. По статистике, 60 — 70 % потерпевших по данному виду преступлений – женщины. Возраст обманутых граждан меняется. Если в прошлом месяце средний возраст потерпевших составлял 35 — 45 лет, то в июле произошел всплеск мошенничеств с пенсионерами в возрасте 60 лет и старше».

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»