35media.ru

У поколения Z свой роман «Война и мир»

Мы продолжаем нашу рубрику «Буду читать всегда», в которой горожане размышляют о книгах, пользе чтения. Читающий человек «Руслана и Людмилу» (12+) откроет для себя заново? На этот и другие вопросы «Речи» сегодня отвечает наш гость — Алексей Мартынов.

Алексей, июль — макушка лета. Дети сейчас «штурмуют» список школьной литературы. Вы помогаете своему сыну читать?
— Нет, это зона ответственности сына Марка, который перешел в четвертый класс. Вместе не так давно читали «Руслана и Людмилу» Пушкина (12+). Для читающего человека любое произведение Пушкина может стать открытием каждый раз, когда к нему обращаешься. В очередной раз был поражен гениальностью Пушкина. Понимаю, почему он признан во всем мире.

Для вас чтение — это ценность?
— Да. Чтение меня увлекло, наверное, потому, что перед глазами был пример брата: он на четыре года старше и всегда был с книгой в руках. Одно из самых сильных
впечатлений детства — книга «Волшебник Изумрудного города» Волкова (6+), написанная на основе сказки Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» (6+). Она будоражила воображение. «Приключения Тома Сойера» Марка Твена (6+), «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо (12+), «Путешествия Гулливера» Свифта (12+), «Дети капитала Гранта» Жюля Верна (12+), «Граф Монте-Кристо» Дюма (12+)… Перечислять я могу долго. В детстве, в подростковом возрасте перечитано было все: приключенческая литература, фантастика, школьные произведения — правда, в школе я их читал по диагонали.

Как читающему поколению, людям за сорок, передать эту ценность поколению подрастающему? Возможно ли? Или проблема «отцов и детей» — это пропасть между тем, как воспринимают книги отцы и дети?
— Буду говорить о себе. Я не могу заставить своего сына читать то, что считаю нужным, могу только рекомендовать. Да, моя задача — донести до него ценность чтения. Я стараюсь вникать во все мелочи, во все нюансы жизни сына, понять, что ему интересно. Пусть это будет память от прочтения той же поэмы «Руслан и Людмила», потом это вернется сторицей. Понимаете, проблема разного восприятия книг отцами и детьми есть, она существует. Они, новое подрастающее поколение, совершенно по-другому воспринимают информацию. Не через книгу, которую можно полистать, прочесть, поставить на полку, вернуться к ней. Для них это нерационально. Уходит слишком много времени, для них это скучно. Они воспринимают информацию иначе и через другие источники: через Интернет, ютьюб, социальные сети. Причем воспринимают ее в большей степени визуально, картинкой, будто сканируя информацию как сложное техническое устройство, компьютер. Их мозги, восприятие, память устроены по-другому. Вероятно, по этой причине дети и подростки сейчас лучше усваивают комиксы. В развитии этого информационного направления преуспели Америка, Япония. Мы же пытаемся молодых вернуть
к книге в ее «допотопном» (с их точки зрения) формате. Получится? Вряд ли.

Ну и как сузить эту пропасть, перекинуть мостик между отцами и детьми, объяснить, что классики нетленны?
— Задача сложная. Увлечь, заинтересовать, замотивировать, убедить, быть на одной волне. В противном случае представители подрастающего поколения будут отдаляться, замыкаться в своей культуре и воспринимать ваши рекомендации как нудные нотации взрослых.

А цель, задача какая?
— Донести эти ценности нужно, с моей точки зрения, для того, чтобы вырастить поколение не потребителей, а творцов. Это задача нас, взрослых. Человек с узким кругозором легко попадает под чужое влияние, им легче управлять, ему легче навязать то, что хочет кто-то другой. Тот, кто будет за него все решать.

Алексей, лично вы к каким книгам из классики возвращаетесь с удовольствием?
— Для меня это все книги графа Льва Николаевича Толстого. И в первую очередь «Война и мир» (12+). Меня поражает гений этого писателя. «Война и мир» — это роман-эпопея, описывающий русское общество времен войн против Наполеона 1805 — 1812 годов. Читаешь роман и поражаешься, как один человек, самоизолировавшийся от общества, мог написать такое произведение, так глубоко чувствовать характер русского человека, будь-то граф или крестьянин. Понимать происходящее и в военном театре, и в мировом сообществе. Я был на могиле Толстого в Ясной Поляне. Могила проста и незатейлива, с насыпным холмиком: ни креста, ни памятника, ни таблички с датами. А знают ее все. В царской России не жаловали Льва Толстого  — за вольнодумство, прямоту, честность. За то, что играл заметную роль в обществе и политике, призывал помочь голодающим крестьянам. Возвращаться к этому произведению можно на разных этапах своей жизни, и всегда это будет источник глубоких знаний и личных переживаний.

Татьяна Ковачева