35media.ru

Как выбрать профессию по душе?

На прошлой неделе стали известны первые результаты ЕГЭ, но не все, кто сдает экзамены, уже определились с профессией окончательно. Как сделать выбор?

У каждой работы есть невидимая сторона, которая может оказаться неожиданностью, а то и шоком для новичка. Корреспондент газеты «Голос Череповца» собрал несколько  историй о популярных профессиях, их особенностях, плюсах и минусах, а еще развенчаем распространенные заблуждения.

1. Учитель. Диана Минец – учитель русского языка и литературы в женской гуманитарной гимназии, а также преподаватель Череповецкого строительного колледжа им. А.А. Лепехина. Она – один из самых известных череповецких педагогов, не раз выигрывала и занимала призовые места на престижных конкурсах всероссийского и международного уровня, получала гранты. А совсем недавно ее онлайн-урок «Р.Р.Р. от FM» (о цифровой символике в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») стал одним из победителей всероссийского конкурса онлайн-уроков Rybakov Foundation Teacher’s Lab.
В 11-м классе Диана Минец выбирала между программированием и филологией. Она подала документы на программиста, прошла отбор, но в итоге забрала документы и поступила на филфак. Одной из причин стало увлечение творчеством Достоевского.
— Что вас больше всего удивило, когда вы начали работать?
— На четвертом курсе у нас была педагогическая практика. Не буду говорить, в какой школе я ее проходила, но это было совершенно не то, чего я ожидала. Я еще не вела уроки, а только смотрела. В классе была довольно пожилая учительница, которую дети совершенно не слушали. На уроке был дикий кавардак. Я была в ужасе и решила, что я так не могу, не хочу и не буду. Я ушла из этой школы и проходила практику в школе у себя в Малечкине. Дети разные, есть весьма сложные, но их можно заинтересовать, сделать так, чтоб они сидели, слушали, выполняли задания. Именно дети – самое главное в этой профессии, без них никуда, для них все и делается. 16 июля объявили результаты ЕГЭ по литературе, среди моих учениц две набрали по 97 баллов, я очень рада. 19 июля стали известны результаты ЕГЭ по русскому языку, и одна из моих учениц набрала 100 баллов.
— С каким мифом о профессии вам приходится сталкиваться чаще всего?
— Многие почему-то уверены, что учителя, особенно филологи, — это непременно женщины в очках и вязаных кофтах.
— То есть они очень удивляются, что вы не в вязаной кофте и не в очках?
— Да, — смеется педагог.

2. Врач. Людмила Горбашова — акушер-гинеколог, заведующая отделением патологии беременности МСЧ «Северсталь». Быть врачом она захотела еще в детском саду, на занятии, где ребятам рассказывали о разных профессиях. Увидела картинку с доктором и загорелась: «Хочу стать врачом, хочу помогать людям».
Людмила Александровна родилась в Карелии и поступала в Медицинский институт Петрозаводского государственного университета. В первый год не хватило буквально одного балла. Но будущий врач не отчаялась, решив поступить в следующем году. Она устроилась в больницу санитаркой, работала в гинекологическом отделении.
— И меня заинтересовало это направление. Видя это, доктор, с которой я работала, пару раз пригласила меня на дежурство в родильный дом. Впервые в жизни я увидела роды, поняла, какое это чудо, и твердо решила стать акушером-гинекологом. Мне в моей работе очень нравится, что ты причастен к этому чуду рождения новой жизни.
— А в чем сложность профессии?
— Лично мне сложно отключаться от своей работы, не прокручивать в голове одну и ту же ситуацию. Естественно, если что-то не складывается, начинаешь винить себя.
Есть и чисто физические трудности – например, ночные бодрствования на дежурствах, технические сложности при операциях.
— Я выбрала работу по любви. Бывает тяжело и физически, и морально, но я не представляю себя в другом месте.
После университета Людмила Александровна по распределению приехала в Череповец, в интернатуру роддома медсанчасти «Северсталь». Это было в 1994 году.
— Я не ожидала такого теплого приема и душевного отношения в коллективе – и от старших коллег, и от руководителей. Руководителем роддома тогда был Владимир Владимирович Батурин, заведующим гинекологическим отделением — Евгений Владимирович Дрозд (сейчас он главный врач). Врач гинекологического отделения — Светлана Юрьевна Шмелева (она работает и сейчас), заведующая акушерским отделением — Елена Георгиевна Балыбердина.

3. Металлург. Галина Харламова — главный специалист металлургического отдела ООО «Северсталь-Проект». Она начинала свою карьеру в 1976 году инженером, после окончания Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина по специальности «технология и металлургия сварочного производства».
— Еще в школе я прикидывала, куда могла бы поступить и что мне интересно. У меня были очень крепкие знания по математике, а этот предмет как раз был базовым в институте.
После института Галина Алексеевна переехала в Череповец и устроилась в филиал «Гипрохима» (Государственного института по проектированию основной химической промышленности). Филиал плотно сотрудничал с металлургическим комбинатом, через какое-то время ее пригласили работать в лабораторию ЧерМК.
— Мне пришлось полностью переквалифицироваться, я в корне изменила тематику своей работы.
Сейчас она занимается проработкой различных проектов и адаптацией технологий.
— Вы никогда не жалели о своем профессиональном выборе?
— Никогда. Мне всегда доверяли интересную работу, хотя обычно женщине в условиях тотального количества мужчин сложно выделиться в профессии. Наверное, у меня получалось потому, что мне это действительно интересно, я «технический» человек.

4. Строитель. Андрей Алдухов – индивидуальный предприниматель, его предприятие занимается строительством. Можно сказать, что Андрей Сергеевич – потомственный строитель.
— Мой отец – строитель. Я с детства ездил к нему на работу, видел, чем они с коллегами занимаются.
Сейчас предприятие Андрея Алдухова, помимо прочего, работает с государственными заказами, делает ремонты кровли и аудиторий в учебных заведениях, ремонтирует Дома культуры в Вологодской области и в целом по Северо-Западу.
— Больше всего в моей работе мне нравится, что есть видимый результат.
— Какие качества нужны для профессии строителя?
— Во-первых, нужно хотеть этим заниматься, потому что это профессия непростая, требующая много усилий, труда, в том числе физического, если речь о работе непосредственно на площадке. Но строитель – это не только тот, кто работает на площадке. Строители – это и проектировщики, и эксперты, и так далее. Это тоже непростая работа.
Что касается профессиональных мифов, то наиболее распространенный гласит: строить и ремонтировать может каждый.
— На самом деле нужны специальные знания и навыки. Мы все чаще сталкиваемся с последствиями того, что кто-то без этих знаний и навыков решил построить либо отремонтировать дом, но сделал только хуже. Речь не только о людях, которые строят или ремонтируют сами для себя, но и об организациях, которые выполняют работу непрофессионально. Нас постоянно нанимают, чтобы переделывать некачественную работу.

5. Журналист. Евгений Мокиевский — шеф-редактор телестанции «Канал 12», радиоведущий и редактор радиостанции, шеф-редактор сайта «Медиа-Центр», один из тех, кто создавал первое в Вологодской области информационное агентство. До прихода на телевидение и радио он работал в вологодской газете «Ступени». В общем, побывал во всех журналистских ипостасях. Евгений Васильевич окончил Вологодский государственный педагогический университет и, поступая, искренне собирался в будущем работать учителем истории.
— Когда я учился, комсомол уже развалился и мы с другими ребятами пытались создавать молодежные организации по интересам. Мой друг работал в районной газете «Сокольская правда», и вдруг нам с ним предложили делать программу на сокольском радио.
Евгений Мокиевский твердо придерживается мнения: журналистика – профессия практическая, ты никогда не познаешь ее и не станешь профессионалом, сидя в аудитории.
— Как мне кажется, самое главное качество для журналиста – любознательность.
— С каким мифом о профессии вам приходится сталкиваться чаще всего?
— Относительно телевизионщиков, по-моему, самый распространенный миф – что вся работа заключается в том, чтобы посидеть в студии да поболтать там с кем-нибудь. Никто не видит, что рабочий день у меня начинается в девять утра и заканчивается в девять вечера, а зачастую в девять вечера я еще веду прямой эфир и должен быть бодр и весел.
Друзья и знакомые часто спрашивают у Евгения Мокиевского: «Хочу, чтоб мой ребенок стал журналистом. Что посоветуешь?»
— Перво-наперво я всегда советую спросить, чего хочет сам ребенок. Потом я говорю, что сейчас у будущих журналистов, благодаря социальным сетям, очень много возможностей, гораздо больше, чем было у нас. В соцсетях любой может попробовать себя в роли журналиста – писать что-то, снимать, делать подкасты, интервью; и главное – сразу получать обратную связь. После того как попрактикуешься в соцсетях, нужно идти в конкретное СМИ. И конечно же, я советую как можно больше читать, развивать свой язык.

6. Актер. Матвея Пирушкина знают прежде всего как актера Камерного театра Череповца. Также он – педагог театральной студии «Чердак», артист и концертный исполнитель Филармонического собрания и преподаватель театрального отделения Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина. Меж тем по первой специальности Матвей – инженер, он пять лет отучился на химика-технолога в ЧГУ.
— После школы я не очень понимал, чего хочу в жизни, а делать что-то было надо.
На первом курсе ЧГУ, будучи участником литературного клуба при центре детского творчества, Матвей пришел на гастрольное выступление народной артистки Антонины Кузнецовой, которая читала пьесу Ибсена «Пер Гюнт».
— Я так восхитился этой пьесой, что мне захотелось поставить и сыграть ее. В 18 лет ты же не думаешь о том, как это сложно.
В итоге он попал на прослушивание в театральную студию Камерного театра. Затем прошел кастинг на роль Кая в спектакле «Снежная королева».
Еще до окончания ЧГУ Матвей ездил и в Москву, и в Санкт-Петербург поступать в театральные вузы.
— Поступление в театральный вуз – для многих тяжелое испытание. Ты должен понимать, что это всегда очень субъективно: студентов набирает мастер и оказаться у нужного мастера в нужный день и нужное время – случайность. А ты начинаешь считать, что раз не прошел, то таланта у тебя нет, это все вообще не твое. Но я, несмотря на неудачи в поступлении, понимал, что театр – это то, чем я хочу заниматься всю жизнь.
После ЧГУ Матвей Пирушкин поступил в Ярославский театральный институт и параллельно перешел из театральной студии в труппу самого театра. Учился по специальности «артист драмы и кино», на заочном отделении; институт окончил с красным дипломом.
— У меня педагогическая натура, и сцена для меня — в каком-то смысле тоже преподавание. Для меня главная задача и функция театрального искусства – это просвещение. Наверное, самое важное для меня, как бы пафосно ни звучало, служение людям.
— А что самое сложное в профессии?
— У художника есть кисть и мольберт, у музыканта есть музыкальный инструмент, а артист – сам себе инструмент. Очень сложно настроить себя, управлять собой, отделять личное от профессионального, разграничить свою жизнь и жизнь своего персонажа. Главный миф об актерской профессии – что это очень легко.
— Что посоветуете тем, кто сейчас выбирает будущую профессию?
— Если ты действительно чего-то хочешь, нужно попробовать. Пусть ты ошибешься, это лучше, чем потом жалеть о том, чего не сделал.

#образование
Первые «стобалльники»
На прошлой неделе стали известны результаты ЕГЭ по географии, литературе, информатике и ИКТ. 100 баллов набрали 15 выпускников Вологодской области, в том числе четверо из Череповца – выпускник школы № 21 (100 баллов на ЕГЭ по литературе), № 28 (ЕГЭ по географии), лицея «АМТЭК» (ЕГЭ по информатике) и выпускник прошлых лет (ЕГЭ по информатике). К слову, в прошлом году стобалльных результатов по литературе и географии у череповчан не было.
100-балльные результаты по русскому языку тоже есть, но на момент подготовки этой статьи информация продолжала поступать и точное количество еще не было известно.

#длясправки
Распространенные ошибки
Каждый год публикуются составленные психологами списки главных ошибок при выборе будущей профессии. Специалисты НЕ советуют:
* выбирать не самостоятельно, а по совету «авторитетных» людей;
* ориентироваться на престижность, модность и «денежность» («там много зарабатывают») профессии;
* переносить личное отношение к другому человеку на его профессию;
* выбирать, ориентируясь на выбор друзей.
Нужно обязательно учитывать свои желания и способности. Не стоит забывать о недостатках или физических особенностях, которые могут играть важную роль в профессии.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»