35media.ru

«Мало сделать хороший самолет — важно грамотно им управлять»

Виктор Кузнецов — офицер запаса, на протяжении многих лет профессионально занимается авиамоделированием, с детства живет этим делом и всеми силами старается прививать страсть к небесной технике подрастающим поколениям. Воспитанники его авиамодельного клуба занимали и продолжают занимать призовые места на соревнованиях по авиамодельному спорту. «Голос Череповца» пообщался с мастером и узнал, почему модели самолетов, изготовленные из южноамериканского дерева, обладают наилучшими аэродинамическими свойствами. И почему погодные условия могут помешать планам спортсмена на выигрыш.

Виктор Павлович, расскажите что подтолкнуло вас к занятиям авиамодельным спортом и к созданию собственных моделей самолетов?
Началось все в Закарпатской области, где мы жили с семьей до переезда в Череповец. Однажды, учась в шестом классе, я прогуливался по улице и заметил взрослого парня, который шел куда-то, держа в руках четыре самолета. Меня заинтересовало, куда он направляется, и я пошел рядом. И вот я увидел, как он запускает их... Этот процесс меня очень увлек! Я записался на станцию юных техников, где постигал азы авиамоделизма, участвовал в первых соревнованиях. Потом мы переехали в Череповец, я поступил в военное училище, там меня отпускали в увольнение, чтобы я мог ходить в школу № 1 и заниматься моделизмом с ребятами. Затем служба на Кольском полуострове, потом в Душанбе, там я получил звание кандидата в мастера спорта. Служил в Германии пять лет — перенимал зарубежный опыт, конструировал самолеты с местными детьми…

Когда вы только начинали, в советские времена, заниматься авиамоделированием было легче?
В то время тоже проблем хватало. Например, часто возникала необходимость в болтиках на 3 мм. В наши дни их можно спокойно купить в любом хозяйственном магазине. А тогда это было нереально. Сейчас я уже могу признаться: мальчишкой я ходил по подъездам и выкручивал их из выключателей. Как меня не ударило током — не знаю! С топливом тоже была беда. Двигатели работали на эфире. Он поступал на станцию юных техников, но свободно пользоваться им, конечно, не разрешалось. В продаже его также нигде не было. Так что приходилось с трудом доставать в больницах. Детальных инструкций, как запускать самолеты, нам тоже никто не давал. У нас был преподаватель, бывший летчик, который говорил: «Умеете или нет — все равно, просто идите и учитесь друг у друга».

Помните свои первые неудачи при освоение ремесла?
Я помню, как мне впервые дали самолет с двигателем, который нужно было заводить вручную. Пришел домой, развел бутылку горючего и целый день безуспешно пытался завести. Разбил в кровь пальцы на обеих руках! Двигатель после этого уже никто не завел: он выработал ресурс. Я тогда не знал тонкостей – зажал его в тиски и повредил картер. Пришел снова – мне дали второй мотор, и вот уже второй полетел.

Сделать самолет своими руками выгоднее, чем покупать готовый?
Все самолеты отличаются по набору параметров и технических характеристик. Но я могу сказать, что большой хороший свободнолетающий самолет на моторе стоит порядка 250 тысяч рублей. Фактически это стоимость автомобиля — для большинства, кто этим занимается, сумма неподъемная. Такие самолеты используются на крупных соревнованиях, чемпионатах Кубка мира, этапах Кубка мира и т. д.

Какие материалы вы используете при изготовлении моделей?
Самолет можно сделать из обычного дерева, например из осины. Но при профессиональном подходе задействуются качественные дорогие материалы. Самолет в первую очередь должен быть очень легким. Поэтому при изготовлении используется бальза, которая растет в Южной Америке. Чтобы наиболее нагляднее представить ее свойства, вспомните ковбойские фильмы, в которых герои в пылу ссоры в баре разбивают о головы друг друга табуретки. Так вот эти табуретки сделаны из такого материала. Также в ход идет карбон, делаем из него пресс-формы, крылья, лопасти... Но есть минус: карбоновый самолет, попав на ЛЭП, сгорает просто мгновенно, за доли секунды. В этом мы убеждались лично на соревнованиях.

Вообще такие потери — явление частое?
Все зависит от модели и от того, кто ею управляет. На прошлой тренировке мы вогнали самолет с работающим двигателем вертикально в землю, что привело к поломке лопастей... Конечно, чаще всего они просто теряются. Найти их в поле, в высокой траве или в лесу бывает проблематично. Для этого существуют радиостанции. На самолет крепится специальный радиомаяк с антенной, а на рации у пилота отображается шкала, показывающая расстояние до него.

Выход в поле и запуск сопровождается рядом сложностей?
Конечно, мало сделать хороший самолет – важно им грамотно управлять. Есть много нюансов. Например, на местности важно правильно определить восходящие и нисходящие воздушные потоки. Бывает, что птица кружит на одном месте, не махая крыльями, но и не приземляется, — значит, там восходящий поток. Или бывают такие дождевые облака, которые все засасывают в себя. Как-то на соревнованиях в Костроме такая туча поглотила четыре самолета, наш был четвертым. Найти их потом не удалось…

Когда вы обучаете ребят конструировать модели, с чего начинаете?
Все начинается с изготовления так называемой «мухи». Это летательный аппарат, который представляет из себя простую конструкцию — винт на палочке. Он раскручивается, просто зажимаясь между ладонями. Но здесь тоже важно соблюсти баланс, верно произвести расчеты. Если сделать все правильно, то такая «муха» полетит выше второго этажа.

Вашим детям тоже передалась страсть к самолетам?
У меня два сына. Старший — летчик. Интересно, что в детстве я ему это не навязывал, просто слегка подталкивал, и мне казалось, что он пойдет по другой стезе: он всерьез занимался гимнастикой, в 12 лет уже был кандидатом в мастера спорта... А теперь и внук пошел по его стопам. Окончил третий курс летного училища в Краснодаре, через два года выпустится и будет служить в вооруженных силах летчиком транспортной авиации. Второй сын тоже военный, подполковник... В скором времени должен защититься и стать кандидатом военных наук в области разведки!

Иван Крылов, газета «Голос Череповца»