35media.ru

Как вернуть деньги, если турпоездка в этом году не состоялась?

Туристический сезон в этом году получится весьма необычным. При этом он грозит вылиться еще и в разборки между туристическими компаниями и их недовольными клиентами, приобретавшими туры заранее. Спорные ситуации нередко возникали и раньше, но теперь в этой сфере тоже новая реальность. Адвокат Николай Сальников поделился своими опытом с корреспондентом газеты «Голос Череповца».

На Кубу в пандемию. Некоторых людей не испугать ничем. В том числе коронавирусом. Вот и пятерка отважных череповчан в середине марта решилась на дальний вояж — на остров Куба, отдохнуть 10 дней по системе «все включено». Причем решение было принято 15 марта, когда в Европе и США уже была почти паника по поводу вируса. Турфирмы при этом спокойно продолжали продавать туры.
Цена вопроса была серьезная и в денежном выражении — 312 тысяч рублей за пять человек. 16 марта прошла оплата тура, а 21-го числа череповчане уже летели на другую сторону Атлантического океана. Но отдых оказался испорчен. Во-первых, на месте выяснилось, что уже не работают ни бассейны, ни рестораны. Во-вторых, на следующий день после прибытия туристов огорошили новостью, что страна закрывается для иностранцев и надо улетать обратно...
Вернувшись в Череповец, Валерия, на которую был оформлен договор, вместе с адвокатом составила претензии и к турагенту, и к туроператору. Требование простое — вернуть деньги за неудавшийся тур в полном объеме в течение 10 дней после получения претензии.
— По закону туроператор несет полную ответственность по договору за реализацию туристического продукта вне зависимости от того, кем должны были оказываться эти услуги на месте отдыха, — говорит адвокат Николай Сальников.

Предложение туроператора. Ознакомившись с претензией, туроператор официально предложил свой вариант решения проблемы в досудебном порядке. Звучит он так (с сокращениями «Голоса Череповца»): «В связи с сокращением времени отдыха произведен перерасчет суммы оплаты по указанным заявкам, в соответствии с которым денежные средства в размере 625,92 доллара США и 611,71 доллара США депонируются туроператором на срок до 31.12.2021 года <…> В срок до 31.12.2021 года туристы по заявкам имеют безусловное право воспользоваться денежными средствами в вышеуказанной сумме для бронирования нашего турпродукта».  
То есть туроператор вычел свои фактические расходы из неудавшегося тура, а остаток суммы закрепил за клиентом, чтобы он мог его использовать в следующий раз. Просто возвращать деньги даже после перерасчета он не пожелал.

Разберется суд. Такой расклад череповецких туристов не устроил. Пришлось реализовать свою угрозу обратиться в суд с требованием вернуть всю стоимость тура полностью и компенсировать моральный вред.
— Судебное разбирательство продолжается, — говорит адвокат Николай Сальников. — Не исключено, что суд посчитает предложенную туроператором компенсацию адекватной с учетом всех обстоятельств. Работа в условиях такой эпидемии для всех пока непривычна, и нужны судебные прецеденты, чтобы быть точнее в прогнозировании перспектив исков. В рамках подготовки к суду было еще одно любопытное обстоятельство: изначально претензию направили компании, которая вообще непричастна к этой ситуации. А причина в том, что разница в названии двух туроператоров всего в одну букву: в наименовании одной слово «тур», а второй — «турс». Непричастный оператор, кстати, прислал свой ответ на претензию, дав совет быть внимательнее в общении с агентами.

Аннулированный тур. По другому туристическому делу череповецкий суд уже вынес решение 20 мая текущего года. Елена Окунева приобрела тур на трех человек в Турцию на конец сентября 2019 года. Поездку планировали заранее — договор заключили еще в марте. Заплатили 125 600 рублей. Далее началось томительное ожидание отпуска в предвкушении хорошего отдыха. Однако неожиданно для Елены тур был аннулирован по инициативе турагентства! Причем с ней это решение никто не согласовал, деньги возвращать тоже не торопились.
Елена написала официальную претензию к агенту и оператору. Требования клиента удовлетворять бизнесмены отказались. Иск отправился в суд. А в ходе судебного разбирательства появился еще один соответчик — третья ООО, посредник, о котором клиент и не догадывался. Именно эта компания, как выяснилось, и бронировала тур, а потом свою заявку аннулировала. В суд ее представитель не явился, причины неявки не указал. И вообще его найти не смогли.
— Ситуация была такой, — рассказывает Николай Сальников. — Елена заключила договор с ООО «Сеть туристических агентств «МТ», заплатив 125 600 рублей. Агент, как оказалось, перепоручил бронирование тура ООО «Эксклюзив тревел». Эта компания забронировала тур уже у оператора «ТТ-Трэвел» за 115 961 рубль, но затем свою заявку аннулировала. После этого «ТТ-Трэвел» вернул деньги на счет директора «Эксклюзив тревел», удержав при этом 30 евро (2 238 рублей), то есть вернули 113 723 рубля.

Деньги — вернуть! В суде ответчики не смогли предоставить доказательств ни того, что отмена заявки произошла по просьбе заказчика, ни того, что вернули клиенту деньги. Также «ТТ-Трэвел» ничем не подтвердил обоснованность удержания 2 238 рублей. В результате пока сухим из воды вышел «тайный посредник» — «Эксклюзив тревел», из-за того, что с ним у Елены не было никаких договорных взаимоотношений.
Иск Елены был удовлетворен частично. «Сеть туристических агентств «МТ» суд обязал вернуть полную сумму за тур — 123 362 рубля (за вычетом 30 евро, удержанных «ТТ-Трэвел»), а также заплатить 5 000 рублей за моральный вред и штраф по Закону «О защите прав потребителей» за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя — 50 процентов от общей суммы иска, то есть 64 181 рубль. «ТТ-Трэвел» суд обязал вернуть неправомерно удержанные из стоимости тура 2 238 рублей, заплатить 500 рублей за моральный вред и штраф в размере 1 369 рублей. Также ответчикам предписано заплатить госпошлину — 4 067 рублей и 700 рублей соответственно. Решение 26 июня вступило в законную силу. Но деньги эти еще нужно суметь получить с ответчиков.

#изпрактики
Договориться без суда
Отметим, что не всегда дело в спорах туристов с туристическими компаниями доходит до суда и штрафов. «Несколько лет назад у нас была такая история, — рассказывает адвокат Николай Сальников. — Две семьи с детьми приобрели туристическую путевку на шесть человек. Причем купили заблаговременно, в марте. Сумма внушительная — 154 600 рублей. Но случилась большая неприятность: один из детей в конце мая сломал ногу. Причем пришлось делать экстренную операцию. К моменту поездки его даже не успевали выписать из больницы. Поездка для семьи становилась невозможной. Мы написали претензию в туристическую компанию с просьбой расторгнуть договор в части этой семьи и, соответственно, вернуть половину суммы — 77 300 рублей. В итоге в досудебном порядке турфирма деньги вернула. Позвонили клиентам, пригласили в офис и отдали всю сумму, то есть цивилизованно решили вопрос».

Владимир Сентябрев, газета «Голос Череповца»