На чем катаются череповчане

Термин «велосипедизация» раньше употреблялся в основном в отношении Европы, но после карантина применим и ко многим российским городам. В Череповце в велосипедных магазинах очереди, на тротуарах и в сводках ГИБДД от велосипедистов не протолкнуться.

В погоне за велосипедом

Для начала две зарисовки из жизни автора этой статьи. История первая. Покупка велосипеда для 12-летнего сына была запланирована у нас еще прошлой осенью. Старый стал слишком маленьким. Наметили покупку на апрель, но из-за пандемии магазины не работали. Нам советовали заказать велосипед через Интернет, но мы не стали — хотелось примериться к покупке и пощупать ее.

Узнав в июне о том, что магазин по продаже велосипедов, расположенный неподалеку от нашего дома, возобновил работу, отправились туда. И были удивлены солидной очередью в полуподвальный бутик. Выбирать велосипед приходилось в тесноте, покупатели справа и слева требовали продавца. Отовсюду доносилось: «Мне этот, оформляйте». Велосипеды разлетались на глазах, взмыленный паренек подкатывал новые из подсобки. Времени привередничать не было — технику уводили буквально из-под носа. Мы схватили стоящий в углу велосипед, прикинули по росту и покатили его на кассу. Только на улице увидели, что велосипед женский — об этом свидетельствовала надпись на раме. Но ничего, сын катается.

История вторая. Задумав эту статью, автор решил взять интервью у человека, который ездит на велосипеде на работу. И встретил его в автомобильной пробке на перекрестке проспекта Победы и улицы Сталеваров. В оранжевом жилете, надетом на спецовку. Ага, решил я, обгоню его на проспекте, приторможу на ближайшей автобусной остановке, опущу окно и попрошу об интервью.

Не тут-то было. Догнать велосипедиста в вечернем Череповце не так-то просто. Ты мчишь от светофора к светофору в колонне машин, а он оранжево маячит впереди, ловко перемещаясь с проезжей части на тротуар и объезжая пробки через пешеходные светофоры. Так и не догнал.

Крутите педали, пока не опоздали

Череповчанина Алексея Мироновича, велосипедиста со стажем, на городских дорогах тоже не догонишь. На работу он почти всегда ездит на двухколесном транспорте, добираясь через Октябрьский мост за 15 минут. Когда не торопится и под настроение садится за руль автомобиля, дорога занимает верных полчаса.

Руководство выделило Алексею Мироновичу небольшое помещение для стоянки железного коня. А на прежнем месте работы, где подобного помещения не было, оставлял велосипед на квартире у знакомых, живших поблизости. С собой он обязательно возит рюкзак со сменной одеждой. «Был бы на работе душ, не брал бы комплект одежды», — говорит он.

«Зачем езжу на работу на велосипеде? Нужно же двигаться, работа у меня сидячая, я инженер по обслуживанию медицинской техники, — рассказал Алексей корреспонденту «Речи». — Экономия транспортных расходов? Наверное, какая-то есть, но я не подсчитывал».

У Алексея Мироновича нет традиции открывать велосипедный сезон, потому что он никогда не закрывает предыдущий. Круглый год из седла не вылезает. «Зимой езжу на шипованной резине, без нее сложно по нашим дорогам ездить, — говорит он. — Хочу сказать, что наш город, к сожалению, не приспособлен для затяжных велосипедных поездок, приходится искать варианты, маршруты, как проехать там, где пробраться невозможно. Например, преодолевать Октябрьский мост очень непросто, особенно в непогоду. Вся грязь на тебя летит, а под снегом можно такую яму найти, что улетишь и не вернешься».

По словам Алексея Мироновича, в последние годы количество велосипедистов на улицах Череповца выросло многократно, увеличилось число тех, кто ездит круглый год. К сожалению, растет и количество ДТП с участием велосипедистов.

«В нашем городе низкая культура вождения и соблюдения правил дорожного движения, говорю это, как водитель, пешеход и велосипедист, — сетует Алексей. — Много таких водителей, которые ездят там, где им хочется, и ничто не может этого изменить. Люди не заботятся друг о друге. Велосипедистам на наших дорогах ездить опасно, велосипедное движение не организовано. Признаю, что и среди велосипедистов есть нарушители».

За годы дружбы с велосипедом череповчанин многократно сталкивался с агрессией как водителей, так и пешеходов.

«Неадекваты попадаются со всех сторон, — говорит он. — Водители кричат, что дорога для машин, подрезают. В этом случае либо полосу перекрываешь, чтобы он не стал тебя объезжать в опасной близости, либо на тротуар выезжаешь, если это возможно. Из-за этого на проезжую часть немногие велосипедисты решаются выезжать. К счастью, агрессивных водителей не так много, но достаточно попасть на одного грубияна, чтобы надолго отбить желание соваться на дорогу. Едешь на дороге — орут водители, едешь по тротуару — пешеходы недовольны. Получается, что велосипедист в нашем городе персона нон грата».

Для многих череповчан велосипед стал средством междугороднего передвижения, и их количество растет. Велосипедисты путешествуют по Вологодской области и за ее пределами — у бывалых доехать до Кириллова и Белозерска считается легкой прогулкой. Есть такие, которые катаются на велосипедах по дорогам и горам Крыма и за границей.

Негде парковаться — крути педали

Одним из первых о влиянии пандемии на велосипедизацию в российских городах заявил Илья Абросимов из Калининграда. Он работает программистом в электронном СМИ, но увлекается исследованиями городской инфраструктуры и урбанистики. Недавно Илья провел всероссийский опрос на тему покупки велосипедов, в котором приняли участие и череповчане. О результатах, удививших самого исследователя, он рассказал по телефону корреспонденту «Речи».

«Оказалось, что 26 % участников опроса не собирались покупать велосипед в этом году, но в период пандемии решили приобрести, — сказал он. — Больше четверти — это большая цифра. Плюс я обратился за комментарием в магазины по продаже велосипедов, и повсюду фиксируют рост продаж. Даже называют нынешний год лучшим за последние 10 лет. В начале пандемии у них, конечно, было все плохо, но сейчас продают уже вторую или третью партию велосипедов — пораспродавали все, что было в магазинах и на складах. Обычно такого не бывало, продавали то, что есть. А в этом году уже было несколько полных обновлений ассортимента».

Анализируя причины велосипедного бума, Илья Абросимов считает, что их несколько: во-первых, люди засиделись дома и устали от безделья. Во-вторых, велосипед стал рассматриваться многими как альтернатива общественному транспорту, в котором толкотня и эпидемиологически небезопасно.

«У нас в Калининграде велосипеды стали массово скупать для поездок на море, — говорит он. — За сорок минут можно доехать».

Многие по той же причине пересели на автомобили, но тут проявилась другая проблема — парковки. В ряде городов припарковаться там, куда ты приехал, а не в трех кварталах от нужного места, практически невозможно. И велосипеды опять-таки пришли на помощь.

«В Европе тоже так начиналось, — говорит Илья Абросимов. — Там из-за пробок и сложностей с парковками возросла популярность средств индивидуальной мобильности. В Берлине еще в 1970-е годы многое перепробовали для борьбы с транспортным коллапсом — сужение и расширение полос, лежачие полицейские, развитие общественного транспорта и многое другое. Пока не пришли к выводу о необходимости инфраструктурных изменений, в том числе создания полос для велосипедов. И это помогло разгрузить город».

Сергей Виноградов