35media.ru

Тревожные ожидания малого бизнеса

В экспертной среде не сомневаются: малый и средний бизнес станет главным пострадавшим от ограничений, введенных из-за распространения коронавируса. Сейчас, когда карантин потихоньку ослабляется, все напряженно ждут, какой глубины будет падение.

В тревожном ожидании

По данным опроса предпринимателей, проведенного компанией Ernst & Young, 51 % компаний в России сможет продержаться в режиме ограничений не более одного-трех месяцев. Только у 15 % компаний запаса прочности хватит на 3 — 6 месяцев. Впрочем, 24 % руководителей ответили, что ограничительные меры не представляют угрозу для выживания их компаний.

При этом почти половина руководителей ожидает, что восстановление экономики после снятия ограничений займет больше года. 27 % рассчитывают на возвращение к докризисным показателям в течение 6 — 12 месяцев, 21 % — в течение полугода или меньше.

Специфика нынешней ситуации такова, что из-за царящей в мире неопределенности относительно того, как долго пресловутый COVID-19 будет отравлять нам жизнь, нельзя даже сказать, оптимистичен вышеуказанный опрос или пессимистичен.

Так или иначе, российские регионы уже ослабляют карантинную «хватку». В Череповце, как и во многих других городах, уже заработали парикмахерские и небольшие промтоварные магазины.

Предпринимателям предлагают различные формы поддержки бизнеса, их консультируют на предмет того, как работать в посткарантинный период. И все же настроение в бизнес-сообществе, понятно, не радужное.

Столичный опыт

В Москве, принявшей львиную долю последствий распространения коронавируса в России, заболеваемость идет на спад. Именно поэтому столичные власти, организовавшие самые жесткие в стране условия карантина, первыми их ослабляют.

С 9 июня в Москве снимаются все ограничения для граждан: отменяется режим самоизоляции и обязательность использования пропусков, ограничения на прогулки и т. д. Одновременно начинают работать салоны красоты, спортклубы и рестораны. То, как столичные предприятия будут возвращаться к обычному ритму, должно показать, чего позднее ждать региональному малому и среднему бизнесу.

Как пишет РБК со ссылкой на экспертов, продолжить работу смогут далеко не все компании, а те, кто откроется, будут работать в абсолютно новых условиях.

Так, с 23 июня готовы открыться 50 — 70 % заведений общепита. В первые недели можно ожидать волну отложенного спроса, но затем эта волна пойдет на спад, части заведений не хватит оборотных средств, и к концу года они будут закрываться.

Примерно то же касается фитнес-клубов, бассейнов и физкультурно-оздоровительных комплексов, парикмахерских и салонов красоты. Кому-то нужно докупить оборудование и средства защиты, кому-то провести встречи с персоналом. Всего откроется 70 — 80 % салонов от прежнего количества. А в конце лета станет ясно, кто из них выживет.

Теория и практика

Впрочем, на фоне мрачноватых прогнозов появляются данные статистики, говорящие о некоторых восходящих трендах в оборотах малого бизнеса.

В компании «Эвотор» проанализировали данные онлайн-касс и выяснили, что в мае 2020 года по сравнению с маем 2019-го оборот малых и средних предприятий (МСП) сократился более чем на 40 %. Падение существенное и понятное. Однако в сравнении с апрелем 2020-го выручка МСП выросла на 27 %.

Так, выручка магазинов одежды увеличилась на 196 %, обуви — на 168 %, нижнего белья — на 130 %. Салоны красоты нарастили оборот на 87 %, ювелирные магазины — на 81 %, цветочные — на 79 %.

Как говорят аналитики, в период карантина изменилась структура потребления: россияне стали реже ходить в магазины, но приобретать больше товаров за один раз. В продуктовых магазинах средний чек за год вырос на 15 %, в аптеках и пивных магазинах — на 14 %.

Ожидается, что в июне и июле, когда карантинные ограничения, скорее всего, будут смягчаться, выручка малого бизнеса продолжит увеличиваться. К тому же поддержать спрос поможет сезон отпусков. Есть вероятность, что многие россияне в этом году не решатся на длительные путешествия даже внутри страны, а значит, сконцентрируют свои траты дома, поддержав тем самым местный бизнес.

Наконец, в пользу МСП работают и их преимущества в сравнении с крупными компаниями: гибкость, оперативность в принятии решений, быстрая адаптация к внешнем вызовам. На другой чаше весов прежде всего дефицит оборотных средств.

Как уже говорилось, рано или поздно отложенный спрос закончится, население сократит свои траты, и на этот раз — надолго. Так что малый и средний бизнес будет вынужден оптимизировать расходы (что в ряде случаев даже полезно) и копить долги (что не полезно ни разу). Выживет тот, кто привык планировать свою деятельность не меньше чем на квартал вперед.

Популярна сегодня и такая точка зрения. Полного коллапса в отечественном бизнесе не случится, как не было его и во время предыдущих кризисов. На место тех, кто не справится с ситуацией и закроется, придут другие. В тех сферах, которые наиболее пострадали от пандемии, клиенты разорившихся предпринимателей распределятся среди «выживших» конкурентов.

Неизбежно сокращение арендных ставок и зарплат, что снизит себестоимость продаж и услуг. В итоге сама структура бизнес-моделей изменится, адаптировавшись к новым условиям. Но конечно, пока это все в теории.

Андрей Савин