Как научить ребенка избегать опасности?

Летние каникулы приносят не только радость детям и взрослым. Как обезопасить ребенка, который во время каникул получил много свободного времени и предоставлен сам себе? Этот вопрос волнует многих родителей, занятых на работе. «Голос Череповца» вместе с Ольгой Пименковой, руководителем проекта «Зеленая комната» благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь», составил перечень правил для родителей, которые помогут обезопасить детей в летние месяцы.

— Лето-2020 отличается от предыдущих — продолжает действовать режим ограничительных мероприятий в связи с пандемией коронавируса, — говорит Ольга Михайловна. — В связи с чем в июне не открылись детские лагеря в очном режиме. Дистанционные лагеря — это скорее досуг, нежели оздоровительный отдых. И опять же досуг, когда ребенок предоставлен сам себе. Многие дети разъезжаются по деревням. Но опасные ситуации могут возникнуть как в городе, так и за городом.

Специалист считает, что теме безопасности нужно уделять особое место в разговорах с ребенком. Нужно рассказывать ему, какие опасности ждут на улице, дома и в Интернете.
— Лето — это всегда риск повышенного травматизма, — продолжает специалист БФ «Дорога к дому». — Потому что много прогулок, различной двигательной активности, подвижных игр.

Улица
1. Важно, как ребенок одет и выглядит с точки зрения окружающих.
«С наступлением теплых дней подростки начинают обнажать свои тела. Девочки предпочитают мини-юбки, шорты, короткие топы. Некоторые по городу ходят в купальниках. Это привлекает внимание как сверстников, так и более старших людей. По статистике, большинство преступлений в отношении несовершеннолетних совершается против их половой неприкосновенности. И не всегда речь идет об изнасиловании.

Как правило, это противоправные действия, когда подростка могут преследовать, перед ним обнажаться, запугивать, угрожать. Девочки из желания быть красивыми, модными, привлекательными могут провоцировать мужчин на действия сексуального характера, но школьницы не осознают последствий, и задача взрослого эти последствия разъяснить», — поясняет Ольга Михайловна.

2. Нужно запрещать ребенку ходить в опасные места: на стройки, заброшенные объекты.
3. Взрослые должны наложить запрет на контакт со странными людьми: с неадекватным поведением, в алкогольном опьянении, неопрятного (бомжеватого) вида.
«Как раз такие личности и привлекают детей. Дети, не понимая опасных последствий, могут вступать в диалог, выманивать деньги, вкусности или просто посмеиваться над ними», — поясняет специалист.
4. Научите ребенка в случае опасности или тревоги подходить и просить о помощи людей тех или иных профессий: продавца, кондуктора, полицейского, врача и т. п.
«Заранее научите такому приему: если посторонний человек на улице хватает за руку и пытается тащить, пусть ребенок падает на спину, машет руками и ногами и кричит: «Я его не знаю, он чужой!» Во-первых, это привлечет внимание прохожих. Во-вторых, лежачего ребенка тащить довольно сложно. В третьих, это, скорее всего, обескуражит преступника, и он покинет место преступления».
5. Взрослые должны быть в курсе, с кем общается сын или дочь и где находится во время уличной прогулки.
«

У современной молодежи есть такое понятие, как «вписка». Это когда дети собираются компанией на квартире или берегу водоема, — рассказывает специалист. — И на этих «вписках» может произойти все что угодно —могут попробовать психотропные вещества, алкоголь, вейпы, могут произойти интимные отношения как между мальчиком и девочкой, так и популярные сейчас однополые отношения».

Детские площадки
1. Нужно учить ребенка, находясь на детской площадке, быть внимательными и аккуратными на качелях, вертушках, качалках, веревочных лабиринтах и прочих игровых элементах.
2. Выполнять правило: не уходить с детской площадки.
3. Соблюдать время, оговоренное с родителями, по первому обращению возвращаться домой. Важно, в случае если ребенок нарушает договоренности, принимать меры.
4. Напомнить ребенку о правилах поведения на аттракционах в парках. «Попадая туда, зачастую не только дети, но и взрослые теряют бдительность», — улыбается Ольга Михайловна.

Водоемы
1. Специалист считает, что особое внимание в разговорах с ребенком нужно уделять правилам поведения на открытых водоемах (реках, озерах, прудах), которые привлекают детей. Родителям рекомендуется изучить правила купания и нахождения на берегу вместе с детьми.  
«Даже если ребенок пообещает вам, что не пойдет на берег самостоятельно, не пренебрегайте лишний раз повторить, что можно и что нельзя делать у воды и в воде», — напоминает специалист.
2. Не отпускайте на водоем младших детей под присмотром старших.
«Надо помнить, что старший ребенок — это тоже ребенок, он может просто недоглядеть за малышом», — напоминаем Ольга Пименкова.

Дом
1. Опасность представляют открытые окна, балкон, может возникнуть утечка газа, случиться пожар, прорыв водопровода и пр.
Нужно заранее учить детей принимать меры в той или иной нештатной ситуации.
Если произошло возгорание или задымление, потоп — не забиваться от страха под кровать, а звонить родителям либо в специальные службы по номерам, которые должны быть в телефонной книжке ребенка, выбегать из помещения, обращаться к соседям.
2. Непрошенные гости.
«Научите ребенка не открывать двери незнакомым людям. Ребенок легко может попасться на манипуляцию, когда взрослый говорит: «Твоя мама просила передать…», «Ты же хороший мальчик/девочка, тебя учили слушаться взрослых, открой дверь».
По словам специалиста, подобные ситуации полезно не просто обговаривать, а проигрывать, репетировать: «Можно звонить ребенку с незнакомого номера и наблюдать, как он отреагирует, что будет говорить. Возвращаясь из магазина, не открывайте дверь ключом, а звоните, чтобы убедиться, что ребенок усвоил правила безопасности».

Интернет
В этом году дети как никогда много времени проводят в Сети. По словам Ольги Пименковой, в первую очередь они ищут общения. И не всегда виртуальный собеседник может оказаться безобидным.
«В Череповце увеличилось количество случаев, когда переписка с детьми ведется на интимные темы. Инициировать такие беседы могут как сверстники, которые просто манипулируют ребенком с целью игрового интереса, так и взрослые люди, педофилы. Это может быть просьба сделать фото ниже пояса, видео интимного характера. И если ребенок отправил фото или видео, то преступник с целью продолжения общения может начать шантажировать ребенка: «Если ты не сделаешь чего-либо, я разошлю это твоим друзьям/родителям». Такие ситуации очень сильно пугают детей».
Ольга Пименкова советует:
— разъяснить ребенку, по каким ссылкам он может «ходить», а по каким нет;
— проверять, какие сайты посещает ребенок;
— заблокировать сайты, не подходящие ребенку по возрасту.

Ольга Пименкова, руководитель проекта «Зеленая комната» БФ «Дорога к дому»:
— Важно учить ребенка безопасному поведению постоянно, неоднократно и наглядно. Некоторые родители уверены, что одного разговора достаточно. Другие вообще не считают, что такие темы надо обсуждать со своим ребенком. Третьи просто не знают, как это сделать. Есть различные книги, мультфильмы, фильмы, обучаю-щие ребенка безопасности, — изучайте их вместе с детьми».

Выучить наизусть!
Ребенок должен твердо знать, как зовут родителей (Ф. И. О.) и номер телефона хотя бы одного из родителей. С детьми обязательно нужно репетировать, проверяя его знания: «Назови наш домашний адрес, номер телефона, адрес бабушки, название организации, где я работаю» и т. д. Практика показывает, что в домашних условиях дети хорошо отвечают на эти вопросы, а в стрессовой ситуации теряются и могут не назвать важные сведения.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»