Почему подростки нуждаются в телефоне доверия?

В предстоящее воскресенье в России отмечается Международный день детского телефона доверия. Такие службы есть по всей стране, они созданы для оказания психологической поддержки, когда подросток может открыто и прямо обсуждать свои проблемы. Об особенностях работы специалистов службы «Голосу Череповца» рассказали в благотворительном фонде «Дорога к дому» компании «Северсталь».

Любовь и зависимость
Телефон доверия БФ «Дорога к дому» 288-588 работает в Череповце более 15 лет. Оперативная психологическая помощь оказывается детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, их родителям и специалистам, работающим с несовершеннолетними. Это нужно для  профилактики семейного неблагополучия, стрессовых ситуаций, суицидальных настроений, защиты прав детей и укрепления семьи.
На телефоне доверия работают дипломированные психологи, готовые принять «горячие» звонки разного уровня сложности от несовершеннолетних и взрослых граждан с широким спектром проблем. Специалисты имеют подготовку по программе «Психологическое консультирование по телефону» и постоянно повышают квалификацию. Статистика пяти последних лет показывает, что на телефон доверия поступает порядка 5 500 звонков ежегодно. В последнее время все больше обращений от детей и по поводу детей.
Что обычно волнует подростков?
— Взаимоотношения с противоположным полом,  
— проблемы в семье,
— проблемы с друзьями и сверстниками.

«Подростки звонят больше всего по поводу отношений между собой: любовь, конфликты, определенные недомолвки, «меня мой друг предал», —рассказывает оператор службы. — Для них это очень важно, и нельзя эту важность недооценивать и обесценивать. Подростку зачастую не с кем посоветоваться. Разговор с друзьями может обернуться «по секрету всему свету», а с родителями, во-первых, не всегда доверительные отношения, во-вторых, не все взрослые всерьез воспринимают детские проблемы. Обращаясь к нам, подросток получает принятие: его воспринимают и принимают таким, какой он есть, без оценок (что зачастую делают родители). То есть ему дают право быть таким, какой он есть».

Что чаще всего волнует родителей?
— Химические и нехимические виды зависимости детей,
— учебные проблемы,
— проблемы, связанные со здоровьем ребенка.
К слову, коронавирус повлиял и на работу телефона доверия. Специалисты снимают психологическое напряжение, помогают бороться с паническими атаками. Вместе с тем поступает много вопросов консультативного характера: «Где сдать тест?», «Выпустят ли из города и пропустят ли обратно?» и т. д. Много сообщений о несоблюдении режима самоизоляции соседями или знакомыми.

Диалог в помощь. «Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработал рекомендации, в которых содержится примерный алгоритм работы с разными звонками. Опираясь на него и учитывая индивидуальные особенности звонящего, мы и строим беседу», — говорит психолог-консультант.
Специалисты телефона доверия не обещают абонентам мгновенного избавления от бед, а помогают находить приемлемый выход из трудной ситуации и учат брать на себя ответственность за принятые решения и действия. Оператор старается так составить диалог, чтобы подросток начал думать. Владея специальными психологическими техниками, он устраняет негативные эмоции: злость, агрессию, страх, ненависть, обиду. «Наша задача выслушать, снять эмоциональное напряжение, подключить к собственному опыту, найти тот уникальный опыт у ребенка, при помощи которого он решит возникшие проблемы», — поясняет психолог-консультант.

Анонимно и оперативно. Основной принцип работы телефона доверия — анонимность и экстренность получения помощи.
— При обращении ребенка консультанты не спрашивают, с какого номера он звонит, и на телефоне определителя номера нет.
— Аудиозапись беседы не ведется.
— Адрес проживания не спрашивают и не фиксируют.
— Ф. И. О. тоже не узнают. Вопрос ставится следующим образом: «Как я могу к вам обращаться?» И обращаются к позвонившему так, как он скажет.
— Все данные оператор-консультант получает лишь по желанию и с согласия обратившегося.
«Мы не собираем личные данные ребенка (и не имеем права это делать). Следовательно, не можем отправить по адресу проживания подростка ни
наряд полиции, ни каких-либо других специалистов», — подчеркивают специалисты телефона доверия.

Где получить психологическую поддержку?
Телефон доверия 288-588 работает при благотворительном фонде «Дорога к дому». Круглосуточно и без выходных. Звонок бесплатный с городских номеров. Здесь можно получить консультацию по сложным темам: межличностные и сексуальные отношения, болезни, употребление наркотиков, преступления и др.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»