Как череповецкий малый бизнес находит способы выживать

На каникулы на неопределенный срок ушли кафе, пекарни, салоны красоты, спортивные залы. Но есть те, кто смог перенести свою работу в онлайн либо перейти на доставку продуктов. «Речь» узнала, как малый бизнес выживает в период массовой самоизоляции.

20 марта управляющая йога-студией «Облака» Анна Кудрявцева вернулась в Череповец с Бали. Две недели она находилась на карантине и из дома не выходила. Через неделю по всей стране на неопределенный срок приостановили работу все спортивные залы и йога-центры, и Анна решила вести тренировки онлайн.

— Я поняла, что если нас закроют на месяц, то все наши ученики останутся без йоги, — говорит она. — Я подключила трех других преподавателей, и мы стали заниматься онлайн.

Оплата занятий — донейшн, то есть ученики платят преподавателю не фиксированную сумму, а сколько могут.

— Но все практикующие йогу понимают: если ты что-то взял, то ты должен что-то и отдать, иначе не произойдет энергообмена и Вселенная у тебя все равно что-то заберет, — объясняет Анна Кудрявцева. — Мы с коллегами решили ввести донейшн, потому что в сложившихся обстоятельствах у всех разное финансовое положение, кто-то потерял работу, кто-то сейчас получает меньше.

Не все ученики, которые занимались в череповецкой студии йоги, смогли перейти на онлайн-формат занятий. Анна приводит пример ученицы, у которой четверо детей и  которой по понятным причинам оказалось сложно тренироваться.

Количество учеников у преподавателей йоги сократилось, но, по словам Анны, неожиданным и приятным бонусом стало то, что к онлайн-занятиям смогли присоединиться люди из других городов и стран. В ее группе кроме череповчан сейчас жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и даже Ирландии.

Алина Хотина — совладелица открывшегося четыре месяца назад кафе «Мануфактура» и работающей на доставку кондитерской Happy Kitchen. После введения каникул для предприятий общепита функционирует только Happy Kitchen, и Алина считает удачным то, что диверсифицировала свой бизнес. Сейчас кондитерская перешла на бесплатную доставку — и к тому же бесконтактную: курьер не общается с покупателем.

— Количество заказов, естественно, уменьшилось в связи с тем, что у наших заказчиков отменились торжественные мероприятия. Многие сохранили заказы, но уменьшили объем. Зато мы начали собирать различные коробочки с ассорти десертов, чего не могли позволить себе раньше из-за высокой загруженности, — рассказала Алина Хотина «Речи».

Кондитер настроена оптимистично, но все же отмечает: «Пока сложно сказать, какие убытки мы понесем. Скорее, это не убытки, а вынужденно упущенная выгода. Оценим масштаб потерь только после окончания карантина, ведь одно дело — простоять без работы, а другое — вернуть с трудом набранные обороты и поток».

Антон Александров, управляющий кафе «Енот, лиса и кофе с совой», рассказал, что заведение полностью переформатировалось на работу на вынос: клиент даже не подходит к стойке заказов, бариста встречает его у дверей. На вынос стали продавать не только кофе, но и десерты, появилась возможность предзаказа.

— У нас сократилось время работы, количество сотрудников, арендодатель согласился предоставить льготные условия. Делаем все, чтобы не уйти в минус, — рассказал Антон Александров. — Мы запустили акцию для медиков, чтобы сказать им спасибо за их работу: все медицинские работники могут заказать у нас кофе бесплатно. Чаще всего приезжают сотрудники скорой помощи между вызовами.

Один из череповецких парикмахеров-стилистов (попросил не называть его имени) рассказал, что в новых условиях его салон перешел на доставку красителей для волос на дом и онлайн-консультации: парикмахер у себя дома через видеосвязь наблюдает, как клиентка красит волосы, и дает советы. Но для череповецкого салона красоты это пока совершенно новый способ работы. «Консультация онлайн больше похожа на работу преподавателя, который учит базовым навыкам в окрашивании волос», — сказал он.

Алена Сеничева