Учеба на расстоянии

В школах Череповца стартовало дистанционное обучение. «Голос Череповца» поговорил и с теми педагогами, для кого такой формат — новинка, и с теми, кто давно прибегает к его помощи, и с теми, кто уже две недели ведет уроки только в режиме онлайн.

Подстраховались
Дистанционное обучение происходит с помощью интернет-платформ. Интернет-платформа — это специальный сайт, на котором есть и готовые видеоуроки, и проверочные системы и задания, и многое-многое другое; через него ученики и учителя могут общаться, получать, выполнять и проверять задания и т. д. На некоторых платформах есть возможность устраивать видеосвязь. В Вологодской области учителям рекомендовано использовать платформу «Фоксфорд», но не запрещено применять и другие.
Преподаватель математики и физики Виктория Воробьева планирует использовать минимум две платформы, одна из которых предоставляет видеосвязь.
— А предусмотрено ли что-то для детей, у которых нет компьютера или Интернета, либо для детей, которые уехали за город, где нет Сети?
— Мы должны дублировать информацию, например задавать параграфы и задачи из учебника, а классные руководители передадут задания детям. Школьники их выполнят, а потом каким-либо образом передадут нам. В таких ситуациях все всегда решается индивидуально.

Интервью у Виктории Воробьевой мы брали на выходных, понимая, что в понедельник — первый «дистанционный» день — педагогам, скорее всего, будет не до общения с прессой. Однако вчера мы попросили Викторию Евгеньевну коротко рассказать о первом дне.

— Многие сайты висят, висит и электронный журнал. Школы подстраховались — задания дублируем в соцсети. Сегодня я дала ребятам задания из учебника, кому-то видеоурок с «Российской электронной школы», кому-то задания на «Учи.ру». На «РЭШ» только у одного человека получилось посмотреть, попросила его поделиться мнением в беседе. «Учи.ру» работает получше, жалоб немного. «Фоксфорд» виснет. С 8.30 до 11.00 работала в режиме консультаций, отвечала на вопросы учащихся по заданиям. Сейчас дети работают сами.

Раньше, чем планировали
Об организации дистанционного обучения мы поговорили с Павлом Кулевым, заместителем директора лицея «АМТЭК» и преподавателем географии. Лицей создал на основе открытой платформы Moodle собственный сайт дистанционного обучения.

— Впервые мы протестировали систему в феврале 2020 года (первый карантин по ОРВИ и гриппу) на одном пятом и одном одиннадцатом классе. По результатам апробации было решено постепенно внедрять дистанционные методы в обучение лицеистов. Но текущая ситуация привела к внедрению полноценного дистанционного обучения раньше, чем мы планировали.

За две недели к сайту были подключены все лицеисты и учителя. Педагогов обучили работе с платформой. Уже с 30 марта дети в свободном режиме выполняли дополнительные задания, подготовленные педагогами лицея. Помимо системы дистанционного обучения и онлайн-уроков в лицее организована группа в социальной сети, где ежедневно, а иногда ежечасно публикуются материалы для детей и взрослых, ссылки на различные интернет-сервисы, которые могут помочь, развить, развлечь лицеистов, находящихся дома.

— Главный плюс — интенсивное обучение педагогов новым технологиям, которые они смогут эффективно использовать и после окончания карантина. Минус — увеличение нагрузки на учителя, нагрузка на здоровье и детей, и учителей, которые вынуждены значительное время проводить перед экраном компьютера. И отсутствие живого общения.

Хочется обратиться
Анна Крылова (имя и фамилию педагог попросила изменить) преподает физкультуру, дистанционные занятия по которой тоже проводятся.
— Самая большая трудность у педагогов физкультуры в том, что их предмет представлен только на одном из сайтов — «Российская электронная школа», но в последнее время сайт из-за большого количества посетителей виснет. На сайте есть небольшие видеоуроки, тестовые задания. Я сама подготовила ссылки плюс у себя на странице в соцсети выкладываю презентации, небольшой текстовый материал. Знаю, что некоторые учителя подготовили свои видео — на них ОРУ (общеразвивающие упражнения) с различными предметами, возможно, я тоже сделаю несколько записей. Домашние задания стараюсь давать небольшие, так как понимаю, что и родители, и дети будут загружены другими предметами.
Примеры домашних заданий: составить кроссворд, просмотреть видео и написать ошибки, составить комплекс ОРУ, написать сообщение о спортсмене, нарисовать рисунок и т. п.
— В этом году у меня было несколько классов на дистанционном обучении, в период февральского карантина. Грустно, что ни большинство родителей, ни большинство детей не воспринимают серьезно такие предметы, как физкультура, музыка, изо. От них очень сложно добиться выполнения домашних заданий.

Двухнедельный опыт
В муниципальных школах дистанционное обучение началось на этой неделе, а в Центре поддержки семейного образования — с 18 марта. Занятия проходят на платформе ZOOM, которая позволяет общаться всем участникам в режиме видеоконференции. Есть как групповые, так и индивидуальные уроки.
Директор центра Лидия Александрова рассказывает, что одно из главных преимуществ дистанционного обучения — то, что ни учителям, ни детям не нужно тратить время на дорогу до центра.
— Не снизилась ли собранность и успеваемость детей в домашних условиях?
— У нас были опасения, но оказалось, что дома они даже более работоспособны. По факту это дети, которые выросли на «Вайбере» и «Ватсапе», они уже привыкли общаться через экран, это для них нормально.
Но есть и минусы.
— Одно дело подготовиться к уроку, другое дело — подготовиться к уроку так, чтобы провести его онлайн. Допустим, у вас на уроке по русскому языку тема «Состав слова». Вы написали на доске слово, показали, где корень, где приставка, где окончание, попросили каждого ребенка подойти, сделать разбор слова, все обсудили. А теперь представьте, что то же самое вам надо сделать через Интернет. Вам нужно загрузить сайт, где есть онлай-доска, например IDroo. На этой электронной доске вам самой еще нужно научиться писать. Потом надо научиться переключать возможность написания на детей. Ребенок будет вам кричать: «Я не понимаю, как это работает!!!», другие дети будут кричать ему: «Да чего ты не можешь понять?!» Та работа, которую вживую вы бы сделали за две минуты, в электронном виде может затянуться на 10 — 15 минут. Притом вы не видите каждого ребенка перед собой, как на обычном уроке, и не можете быть уверены, что чье-то внимание не переключится, скажем, на проходящую мимо кошку. И вам нужно подготовить в два раза больше материала, чтобы было максимально разнообразно, чтобы сохранить внимание ребенка. Конечно, это большое напряжение; но в целом наши учителя не жалуются.

Не только школы
Мы спросили у наших подписчиков в социальной сети, с какими трудностями столкнулись они. Многие тоже сказали о том, что сайт «виснет». Кто-то посетовал, что взрослым приходится работать дома «на удаленке», дети должны учиться, а компьютер в семье всего один. Кто-то рассказал о проблемах слабовидящего ребенка.

Дистанционно занятия проводятся сейчас и в колледжах, и в техникумах, и в вузах. В Череповецком металлургическом колледже им. И.П. Бардина для занятий используют главным образом платформу «Академия-Медиа», также задействованы платформы «Юрайт» и «Лань», но опять-таки никто не запрещает педагогам пользоваться другими платформами.

В Череповецком государственном университете уже завершилась первая неделя дистанционного обучения. Базой для него послужил образовательный портал ЧГУ и коммуникационная площадка Microsoft Teams. Преподаватели тоже отметили увеличение нагрузки. Студенты дистанционным обучением в большинстве своем довольны: есть время на себя, работу, хобби и при этом продолжается процесс образования. Правда, времени на учебу уходит чуть больше, чем обычно. Заданий много, но они присылаются заранее.

Елена Бжания,

газета «Голос Череповца»