«Упаковка» для литературы

Как вызвать у детей интерес, а то и любовь к чтению и литературе? К чему нужно готовить будущих педагогов? Об этом и многом другом «Голос Череповца» поговорил с учителем Дианой Минец, в марте она победила на региональном этапе профессионального конкурса «Педагогический триумф».

От «Бесов» до «Триумфа»
Диана Минец преподает русский язык и литературу в женской гуманитарной гимназии и родную литературу в Череповецком строительном колледже, работала в Череповецком госуниверситете. Так что ее профессиональный опыт охватывает практически все грани преподавания. Она участвовала во многих конкурсах профессионального мастерства, включая международные, была получателем президентского гранта. В этом году Диана Владимировна победила на региональном этапе конкурса «Педагогический триумф», всероссийский этап пройдет в сентябре в Волгограде. То есть молодой учитель будет представлять свои методы преподавания на уровне страны.

Между прочим, в 11-м классе, определяясь с будущей профессией, Диана выбирала между программированием и филологией, но победил Достоевский.

— В выпускном классе был сложный период, и на меня тогда очень сильное впечатление произвел Достоевский. Началось с романа «Бесы», потом я прочитала все — романы, рассказы, письма, дневники, записные книжки писателя. И буквально за пару месяцев до окончания школы решила, что стану филологом.

«Комната Раскольникова»
Диана Владимировна не согласна с утверждением, что нынешние дети читают меньше, чем дети, скажем, в Советском Союзе.
— Они не мало читают, они просто читают другое — новостные ленты, социальные сети. Современные дети читают даже больше, нежели их ровесники раньше. Проблема в другом: у них очень прагматичный взгляд, критический, они не воспринимают то, что им не нужно. Многие рассуждают: зачем что-то запоминать, если при необходимости можно мигом найти информацию в Интернете? И литература нередко воспринимается, скажем так, необязательным предметом.
И тут важно, как учитель преподает или, правильнее сказать, подает материал. Как говорит Диана Минец, она «пакует» литературу в разного рода информационные продукты.
— Например, на уроках мы часто проходим тестирование онлайн с помощью мобильных телефонов, есть специальные онлайн-сервисы. Другой пример — онлайн-квест «Выйди из комнаты Раскольникова». Есть виртуальная комната, задача ученика — выйти оттуда, подобрав правильный шифр к двери. А шифр — это сумма чисел, каждое из которых является ответом на вопрос; например, какова цена самопожертвования Сони Мармеладовой (30 целковых). С одной стороны, это игра, с другой — проверка на знание не только текста, но и символики романа (те же 30 целковых — отсылка к библейским 30 сребреникам).

Сеть и реальность
А как же русский язык? Соцсети — это отдельная сфера, со своими особенностями и даже с собственным речевым этикетом (скажем, в мессенджерах поставленная в конце предложения точка считается чуть ли не признаком агрессии), много заимствованных из английского языка слов. Педагог не видит в этом ничего страшного. Заимствования — естественный процесс, характерный для любого языка. В русском языке были периоды польских, немецких и голландских, французских, итальянских заимствований. Проблема в том, что, если человек пишет неграмотно в Сети, в какой-то момент он начнет писать неграмотно в тетради, документах и т. д.

— Это особенно актуально для начальной школы и среднего звена — дети привыкают определенным образом писать в соцсетях, и это становится головной болью учителей. Может, на этих этапах стоит ограничивать вторжение интернет-пространства в язык. Многие дети не различают грань между интернет-пространством и реальностью — взрослый человек, если он адекватен, различает, а для поколения учеников младших классов это проблема.

Еще одна проблема нынешних ребят — сложности с построением устной речи. Дети и подростки «живут» в соцсетях, общаются с помощью символов, знаков, используют минимум слов, поэтому они «почти не говорящие», а в основном пишущие. Для таких людей любое устное выступление — трудность, они зачастую косноязычны.
— А что нужно, чтобы быть грамотным и в письменной, и в устной речи?
— Самый надежный вариант образования — изучение книг. Чтение книг развивает воображение, в отличие от гаджетов учит думать.

Инструменты
Чтобы ребенок полюбил читать, чтение и литература должны быть ему интересны. А для нынешнего поколения превыше всего эффекты и наглядность, поэтому начинать придется с «обертки» — найти интересные форматы и с их помощью подвести детей к тому, чтобы они потом захотели прочитать само произведение.
— У меня был открытый урок, посвященный писателю Андрею Платонову, я показывала комиксы по его произведениям, сделанные воронежскими художниками. Или возьмем модный нынче формат инфографики (графический способ подачи информации — прим. авт.). Например, образ Наташи Ростовой в инфографике — модный лук (современное слово от английского look, означает «вид», «внешность») ХIХ века «Как собирались на бал». Это не упрощение и не способ заменить чтение текста. Это инструмент, который интересен детям. Может быть, они настолько заинтересуются темой, что прочитают произведение целиком. К этим же инструментам относятся экранизации литературных произведений (мультфильмы, фильмы), комиксы и так далее.
Узнали мы мнение учителя еще об одной особенности современных детей.

— Дистанция между детьми и учителем, которая была в советское время, когда учитель был незыблемым авторитетом, сократилась, искусственным путем ее не восстановить. Задача учителя — построить правильные отношения с детьми. Сегодня учителю мало быть просто предметником, он должен быть и психологом, и коучем (модное слово, означает «тренер»), он должен понимать все и всех.

Чтобы система образования поменялась в лучшую сторону, нужно выстраивать всю вертикаль, считает Диана Владимировна. Люди, которые руководят системой, должны быть практиками, не понаслышке знающими о работе в школе. А подготовка будущих педагогов в вузах должна быть максимально близка к реальности.
— Люди, которые приходят работать в школу, понимают, что все, чему их учили в вузе, не соответствует реальности. Вуз и школа — разные пространства, я могу это сказать со всей очевидностью, как человек, который работал везде. Будущих учителей не учат, как вести себя с детьми, не готовят к тому, что дети могут, например, намеренно провоцировать, проверять реакцию педагога. Приведу один пример. Моя коллега рассказывала, как один из ее учеников-старшеклассников положил на край парты презерватив, когда она проходила мимо. И как педагогу реагировать в такой ситуации?
— И как?
— В подобных ситуациях самый простой вариант — отшутиться. Потому что кричать, идти за завучем, писать жалобы и требовать родителей — это подписать себе приговор. В вузе с будущими педагогами должны разбирать реальные ситуации и то, как их решать, как действовать, как себя вести. Учитель должен быть готов ко всему.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»