35media.ru

Узнать биографию своей пары по телефону

В Агентстве городского развития на прошлой неделе провели семинар, посвященный маркировке товаров. Он был ориентирован прежде всего на предпринимателей, однако звучали сведения, представляющие интерес и для рядовых потребителей. Но обо всем по порядку.

Код
Для начала разберемся, что это за маркировка. Речь о коде Data Matrix (Дата Матрикс), он похож на QR-код, если сказать по-простому, то это картинка, отсканировав которую можно получить информацию о товаре: производитель, состав, срок годности, путь от производителя к прилавку (допустим, транспортировка с фабрики на склад, со склада — в магазин) и многое другое. Помимо всего прочего, такое сканирование поможет распознать подделку или, наоборот, подтвердить подлинность предстоящей покупки.

В России есть национальная система цифровой маркировки товаров «Честный знак»; в нее передаются (соответственно, в ней же и содержатся) все данные о товаре, полученные с помощью маркировки. Например, если товар перевозят, то каждый код сканируют и информация попадает в систему. Это касается и конечной продажи потребителю: отсканировав код, онлайн-касса автоматически отправляет данные в систему.

Покупатели могут сканировать коды Data Matrix с помощью электронного приложения «Честный знак», скачанного на телефон или планшет. К слову, если обнаружится нарушение, о нем также через приложение можно сообщить в систему «Честный знак»; что, впрочем, не мешает одновременно предъявить претензию продавцу и, если не удастся решить дело мирно, обратиться в Роспотребнадзор или другую организацию по защите прав потребителей.

На очереди
Обязательной маркировке уже подверглись табачные изделия: с 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной продукции, а с 1 июля 2020-го должен быть полностью прекращен оборот немаркированной продукции, то есть немаркированных пачек сигарет не останется. С 1 июня 2019 года маркировка изделий из меха (шуб) также стала относиться к системе «Честный знак». Оптовая и розничная продажа немаркированной обуви (включая калоши и лыжные ботинки) запрещена с 1 марта 2020-го. Остатки немаркированной обуви, приобретенной до 1 марта, нужно промаркировать до 1 мая. С 1 июля маркировка станет обязательной для всех лекарств. С 1 октября будет запрещен оборот немаркированных фотоаппаратов. Также на очереди шины и покрышки, товары легкой промышленности, духи и туалетная вода.

— К 2024 году планируется маркировка всех товаров народного потребления, вплоть чуть ли не до шариковых ручек, — рассказала Руслана Земцова, региональный директор по Северо-Западному федеральному округу компании «МТС Касса». — Кто-то ездит в Милан покупать качественную одежду. В Италии система маркировки работает почти десять лет. Там уже невозможно купить подделку: за ее продажу очень сильно накажут. Наша задача сейчас — защитить себя и своего покупателя от некачественной продукции, и маркировка нам в этом поможет.

Маркировать продукцию должен производитель (если продукция импортная, производитель или импортер заказывает коды маркировки у «Честного знака»). Но сейчас какое-то время этим будут заниматься и продавцы.

— На данный момент обязанность по маркировке накладывается на всех участников рынка маркированной продукции, — объясняет Руслана Владимировна. — С 1 марта ни производители, ни дистрибьюторы не имеют права отгружать немаркированную продукцию. Но на складах — допустим, у обувных магазинов — находятся остатки, которые были получены до 1 марта. Так вот, обязанность маркировки таких остатков накладывается на продавца.

Физически маркировка представляет собой этикетку, которая наклеивается на упаковку (для обуви это коробка) или бирку, если товар продается без упаковки (таким товаром может быть, например, шуба). На каждой этикетке код уникален, чтобы можно было отследить конкретную единицу товара. Если объяснять на примере обуви, то на каждую коробку клеится этикетка с индивидуальным кодом.

50 копеек

До 1 марта получить такой код можно было бесплатно. А теперь стоимость каждого кода — 50 копеек; за маркировку 1 000 пар обуви нужно заплатить 500 рублей плюс НДС. Речь именно о коде — «рисунке» на этикетке, а не о самой этикетке. То есть этот «рисунок» присылают производителю/продавцу в электронном виде, а он уже распечатывает его и создает этикетку. Для этого нужно купить специальный принтер этикеток. Можно, конечно, распечатать на обычном принтере, но тогда будет большой расход бумаги «впустую» плюс «картинку» придется вырезать и наклеивать клеем — в итоге экономии не получится.

— Сколько стоит сама по себе печать одной этикетки, без покупки кода? — спросили мы у Александра Цветкова, генерального директора сервисного центра, занимающегося поставкой специализированного оборудования (сканеры штрихкода, принтеры штрихкода, онлайн-кассы и т. д.).

— Зависит от тиража. В среднем по Череповцу — 80 копеек за одну этикетку, в среднем по стране — от трех до пяти рублей.
За счет чего компенсировать расходы на покупку кодов и оборудования (в которое входит не только принтер этикеток), каждый производитель/продавец решает сам. Логично предположить, что расходы будут просто включены в стоимость продукции, то есть цена вырастет. Но представители системы «Честный знак» не раз заявляли, что в итоге цена на продукцию, наоборот, снизится, ибо «маркировка позволит производителям оптимизировать бизнес-процессы, снизить издержки, и в результате уменьшения доли контрафакта на рынке и влияния других позитивных факторов цены на товары могут снизиться на 10 %». Какие «позитивные факторы» имеются в виду, нам неизвестно.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»