Череповчанке пришлось снять офис для своих духов

Коллекция винтажных парфюмерных изделий череповчанки Анны Шумовой насчитывает 1 500 экземпляров. Есть среди них и самый обычный «Ландыш серебристый» — привет из советского прошлого, — и редкие Chanel № 5, выпущенные в конце 40-х. Пару капель именно этого аромата надевала Мэрилин Монро, перед тем как ложиться спать… «Голос Череповца» познакомился с необычной коллекцией.

С парфюмом по жизни

Анна Шумова только семь лет, как череповчанка. Она родилась в Шексне, всю сознательную жизнь прожила в Архангельске, потом приехала в наш город — преподавала развитие голоса, работала радиоведущей. Но ароматы, как и музыка, сопровождали ее всю жизнь. Первое знакомство с духами у Анны произошло на Вологодчине.

— Моя бабушка работала заведующей библиотекой в Шексне, и я часто приезжала к ней в гости. Работницы библиотеки — интеллигенция, и, конечно, они пользовались духами. Я не знаю названий этих парфюмов, но сейчас, когда чувствую ароматы, предполагаю, что это были «Красная Москва», Diorissimo от Christian Dior или «Ландыш серебристый», — рассказывает Анна. — Моя мама очень избирательна во всем, что касается стиля, и к ароматам у нее свой подход. Коллекция у мамы была довольно большой, но любит она единичные ароматы. А я в детстве с удовольствием играла флакончиками — как куклами.

Первым парфюмом, купленным Анной за собственные деньги в 1998 году, были духи, названия которых она уже не помнит; по ее словам, они пахли клубникой или земляникой и стоили существенную для студента сумму. А чуть ранее ей очень хотелось подарить мальчику, в которого была влюблена, парфюм Harley-Davidson, но по тем временам стоимость этого аромата для школьницы была сопоставима со стоимостью одноименного мотоцикла. Ей оставалось только любоваться на коробочку и просить продавца сделать пару пшиков в крышечку, чтобы почувствовать восторг.

Следующий аромат Анна выбирала очень долго. Приходила в магазин, наносила парфюм на блоттеры, забирала их с собой и шла в кафе — дегустировала, раскладывала по принципу «нравится — не нравится». Последняя стопка снова подвергалась тщательному отбору — и так далее. В конечном счете аромат был найден — Cacharel Tentation. Но не успела Анна как следует насладиться ароматом, его сняли с производства, и все пошло по новой:

— Когда парфюма в магазинах мало, жить проще. А когда наоборот — ходишь и не знаешь, что выбрать. Все хочешь. Но всем одновременно ты пахнуть не можешь. В итоге надеть совершенно нечего.
Так парфюмерные поиски привели Анну к мысли начать коллекционировать ароматы. В большей части винтажные, выпущенные как минимум 20 лет назад.

Дотянуться до фараонов

На первый взгляд кажется, что собирать духи просто. Покупаешь, меняешь, дегустируешь и радуешься. На самом же деле это искусство, которое требует немалых знаний. Анна вспоминает, что первые коллекционные экземпляры дегустировали всей семьей по вечерам:

— Вскоре мы поняли, что квартира превращается в хранилище духов, жить в котором невозможно: очень много ароматов. Потом нам начали приносить, привозить парфюм в таком количестве, что… Пришлось искать место. Арендовали небольшой офис, но парфюма становилось все больше. Сняли офис просторнее, но и его уже мало.

Сейчас в коллекции Анны около 1 500 парфюмов. В планах хозяйки первой русской ароматеки довести их количество до 3 000, а в мечтах — до 5 000, чтобы превзойти барселонское хранилище ароматов. Правда, в том есть парфюмы еще времен египетских фараонов… Но, вероятно, и эти раритеты могут появиться в коллекции Анны. Уже сейчас ей помогают коллекционеры — ценители винтажной парфюмерии, любители парфюмерной истории. С Анной сотрудничают, предлагая свои парфюмы в дар, на обмен или продажу, люди из 60 городов России и 20 стран мира. В перспективе она хочет открыть музей.

Отличия скрыты в деталях
«Парфюмерная индустрия постоянно находится в развитии», — говорит Анна и показывает два флакончика духов Chanel № 5. С виду они похожи, но ароматы в них, по словам моей собеседницы, различаются:

— Каждый из ароматов имеет свою рецептуру, которая не меняется годами. Но… Возьмем Chanel № 5 и сравним два образца — 1950-х годов и современный. По легенде, когда Коко Шанель заказывала этот аромат его создателю — Эрнесту Бо, просила, чтобы аромат ассоциировался с новым платьем. Так вот, в раннем аромате много натурального: цветов, сладости. В современном преобладает искусственность, он стал более легковесным. Как и другие ароматы наших дней. Концепция осталась, но отличия скрыты в деталях. Густота, глубина, сложность аромата изменились. Раньше использовалось больше натуральных веществ: дубовый мох, натуральная амбра.

Позже их запретили к применению, так как они вызывали у части людей аллергические реакции, и заменили искусственными ингредиентами — аналогами. Звучали ароматы середины ХХ века солидно, густо и объемно. Сейчас в моде парфюмерные гардеробы. Утром, чтобы проснуться, — один аромат: искрящийся, цитрусовый. На работу — другой: невесомый и строгий, чтобы не мешать коллегам. Вечером в театр или на свидание — третий: тут выбор зависит от того, какое впечатление женщина хочет произвести. И размер парфюмерной коллекции может ограничить только фантазия, ну и отчасти бюджет. Подбор парфюмерного аромата — целое искусство, чтобы овладеть им, я даже выучилась на парфюмерного стилиста.

Выбирая за тебя
Несмотря на множество парфюмов, существующих в мире, есть выражение «Лучший аромат — это запах человека, которого ты любишь». Я поинтересовался у Анны, что она думает по этому поводу.

— Интересный вопрос. Да, пожалуй. Но это еще не значит, что не нужно пользоваться парфюмерией. Приходят женщины, говорят, что аромат чистого тела самый лучший. Это прекрасно. Но это не исключает и другого. Мы, женщины, любим цветы, красивое белье, драгоценности. Аромат — это завершающая часть образа. Запах, как музыка, входит в память без спроса и создает ассоциативные крепкие связи. С точки зрения психофизиологии, все яркие события у женщины ассоциируются с запахами, женщина и мужчину выбирает по запаху.

— И мужчина — женщину… Наверное, при знакомстве нужно сразу нюхать друг друга.
— Наверное… Очень хочется устраивать аромасвидания, где мужчина подбирает аромат женщине и наоборот, а потом они сравнивают и видят, насколько хорошо знают друг друга.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»