В какую баню послать свой автомобиль?

Несколько лет назад в городе стали появляться автомойки самообслуживания, но вопреки надеждам их владельцев и опасениям хозяев классических моек вытеснить последние так и не смогли. Основной проблемой всех череповецких автомоек, как выяснил «Голос Череповца», является невысокая платежеспособность населения, в результате чего цены практически не повышаются несколько лет и прибыль очень мала. Впрочем, низкая стоимость услуги позволяет малообеспеченным автолюбителям содержать свое авто в чистоте, а проникновение на рынок моек самообслуживания — экономить еще больше, так как плата берется за минуту.

Сейчас в Череповце работает как минимум 50 автомоек. Причем встречаются почти все основные виды, что существуют в мире. Чем же отличаются мойки друг от друга?

Ручная контактная автомойка
Это самый распространенный вариант. Она похожа на самостоятельную мойку и включает в себя: мойку аппаратами и автошампунями, протирание специальным очень мягким материалом.
+ Досягаемость самых труднодоступных в автомобиле мест, скорость работы и экономичность. Автовладелец сразу видит результат и может попросить исправить недостатки, указав на это обслуживающему персоналу.
— Возможность повредить покраску.

Ручная бесконтактная автомойка
Машина покрывается с помощью «пенопистолета» специальной пеной. Затем ее смывают водой и сушат автомобиль феном высокой мощности.
+  Отсутствие такой ручной протирки, когда можно повредить покраску.
— Могут экономить моющие средства, сокращать время на сушку (снижение затрат на электроэнергию).

Автоматическая контактная автомойка
Бывает двух видов:
1. тоннельные, где машина на конвейере перемещается по помывочному комплексу;
2. портальные, где машина стоит на одном месте, а над ней движется рамка с различными чистящими насадками: валиками, щетками.
+  Минимальное количество времени, затрачиваемое на мойку.
— Относительная дороговизна, а также отсутствие уверенности, что отмоются труднодоступные места.

В Череповце практически 99 % рынка занимают ручные контактные и бесконтактные мойки. Стоимость услуг колеблется в довольно широком диапазоне. Например, мойка кузова стоит в среднем от 200 до 500 рублей. Цена зависит от того, с пеной или без пены будут мыть машину, от расположения мойки, позиционирования, применяемого оборудования и, как это часто бывает в нашей стране, вообще непонятно от чего. Также в городе есть одна портальная автомойка.

Первые автомойки самообслуживания появились в Череповце несколько лет назад. Отличие от классической мойки простое: машину приводит в порядок ее владелец, которому предоставляется оборудование для этого. Самообслуживание сразу же стало очень популярно. Причина — дешевизна. Если стоимость ручной контактной мойки составляет около 400 рублей, то самообслуживание подразумевает плату за одну минуту (или за определенное количество минут). Если минута стоит примерно 20 рублей, то за десять минут можно, при определенной сноровке, вымыть всю машину. Как видим, экономия практически двукратная. Впрочем, ценообразование на автомойках весьма отличается. Где-то помывка машины может вам обойтись в 100 рублей за 20 минут (если за единицу тарификации принято 20 минут), где-то — в десять рублей за минуту.

Казалось бы, мойки самообслуживания должны вытеснить все остальные виды моек. Как рассказал нам владелец одной из автомоек Андрей, на практике этого не произошло:

— Когда в городе стали открываться первые автомойки самообслуживания, то были определенные опасения, что для нас, владельцев классических моек, наступят трудные времена. Но… Во-первых, не каждый способен самостоятельно качественно вымыть машину. Это только на первый взгляд просто. Во-вторых, квалифицированный мойщик потратит на помывку гораздо меньше времени с хорошим результатом. В-третьих, не все хотят, например, зимой работать в относительном холоде или облиться водой. В-четвертых, экономия не слишком существенная для большей части клиентов. В итоге мойки самообслуживания стали работать наряду с классическими мойками.

По словам Андрея, основная проблема моечного бизнеса — его низкая рентабельность:

— Постоянно дорожает электроэнергия, вода, другие коммунальные услуги. К тому же есть прочие постоянные расходы: надо время от времени чинить ворота, красить помещения мойки, чтобы их не поразила коррозия, заменять оборудование, повышать заработную плату сотрудникам. В то же время доходы людей не увеличиваются так же стремительно. В итоге уже несколько лет подряд стоимость мойки в городе держится практически на одном и том же уровне. Снижается маржа, развиваться, вкладываться во что-то новое сложно.

— На ваш взгляд, в Череповце хватает моек?

— В Зашекснинском районе мало, в Индустриальном. Но в то, что ситуация изменится, я не очень верю. Автомойка — дорогой бизнес в плане вложений. В очень приличные суммы обходится подведение коммуникаций. Если их нет поблизости, то и связываться не имеет смысла. Я не буду называть даже ориентировочные суммы, необходимые для обустройства мойки с нуля, это в каждом случае надо просчитывать отдельно. Сейчас город собирается развиваться в сторону Южного шоссе. Там понадобятся автомойки. Но если власти не займутся коммуникациями, чтобы бизнесу хотя бы частично сократить расходы, появление автомоек вряд ли будет возможным. Очень большую роль играет правильный выбор места: рядом желательна дорога с большой пропускной способностью. Вообще, необходимо учитывать очень много факторов. Но даже при этом раскладе нельзя на 100 процентов быть уверенным, что бизнес пойдет, как бы тщательно ни просчитал все предприниматель. Но все же главное, чего хочется мне как предпринимателю, это повышения доходов населения, тогда бизнесу будет легче, и не только автомоечному.

Человеческий фактор
Лет пять-десять назад многие владельцы автомоек всячески пытались привлечь клиентов дополнительными бонусами. Например, приобретали кофемашину за сто тысяч рублей, открывали рядом кафе, предлагали бесплатный Wi-Fi и так далее.

К настоящему моменту пришло понимание, что все это, конечно, нужно, но особого смысла не несет. Главное — качественно оказанная основная услуга, а именно мойка, по адекватной цене. Только в этом случае клиент будет приходить. И еще один важный вывод, связанный с первым, сделанный за эти годы владельцами автомоечного бизнеса: необходимо наличие квалифицированного персонала. Все на сдельной оплате. К некоторым мойщикам, особо хорошо справляющимся с работой, приезжают специально и даже доплачивают. С одной стороны, заработная плата неплохая. Правда, условия так себе: влажность в любое время года, а зимой еще и холод. «Мы стараемся разными способами сделать температуру выше, чтобы работники не мерзли, но все равно прохладно», — сетует один из владельцев автомоек. Возможно, поэтому текучка кадров большая. К тому же век мойщика недолог. Это тяжелый физический труд, зачастую в экстремальных условиях. Максимум можно доработать до 40 лет. Потом — только менять сферу деятельности. Многие уходят раньше, понимая, что надо строить будущее. Поэтому средний возраст мойщика 30 лет.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»