В поисках затонувшего трактора

Есть у нас в городе неофициальное сообщество, которое именует себя вологодским болотным батальоном. Объединяет этих людей тяга к необычным поездкам по Вологодчине, а еще — вездеходы. В очередную экспедицию отправился и корреспондент «Речи».

Повод

О существовании этой группы я узнал случайно, когда в одной из социальных сетей мне попался репортаж о том, как люди выезжают на болота и ищут что-то интересное. Узнал — и напросился в очередную поездку.

В этот раз решили добраться до далекого лесного болота, где еще в 1986 году с зимника сошел трактор и увяз в трясине. Очевидцев того случая найти уже трудно, но трактор так там и остался. Конечно, техники в болотах нашей страны потоплено столько, что считать не пересчитать. На одном только БАМе сколько ее погубили. В Магаданской области я видел целые заброшенные города с разрушенной инфраструктурой, котельными, домами и дорогами. А тут обыкновенный ДТ-75… Но трактор был лишь предлогом для команды единомышленников, чтобы собраться в дорогу.

Болотный батальон

Сбор мы наметили в поле недалеко от деревни Верховье. Проведя перекличку и осмотрев технику, двинулись в путь.
Со стороны, наверное, было в диковинку видеть, как несколько машин с огромными колесами уходили в хмурый рассвет, когда солнечные лучи пробивались сквозь низкие серые тучи. Но погода в этот день менялась несколько раз, а к вечеру и вообще пошел снег, забиваясь крупными хлопьями куда только можно.

В экспедиции участвовали четыре экипажа. Я сидел в вездеходе под названием «Феникс», который сконструировал Александр Алексеев; были еще «Ежики», принадлежавшие Александру Лапсакову, братьям Сергею и Ивану Матюшкиным из деревни Ягницы, и «ВАЛЛ-И» Николая Кочерова. Все вездеходы сделаны владельцами собственноручно. Сколько времени на это ушло? У всех по-разному, но не больше двух лет.

И еще: все, кто меня окружал, имели некоторое отношение к тому, что на одном из предприятий налажен серийный выпуск легких вездеходов. Дело в том, что конструкторы опирались на опыт наших вездеходчиков.

Двигатель для компании

Первой преградой на пути стал небольшой мост за деревней. Впрочем, преградой он стал главным образом для «ВАЛЛ-И», потому что это был самый мощный вездеход из четырех. Мы перебрались по мосту, а Николай двинулся прямо через разлившийся ручей. Кстати, Николай сам был для всех нас вроде мощного двигателя: такая от него исходила энергия. И в любом событии, происходившем во время нашей экспедиции, он находил повод для доброго смеха и шуток. У меня сложилось впечатление, что Коля просто создан быть заводилой в любой компании. К тому же он из местных, и это давало нам уверенность в том, что мы пройдем  Колоденское озеро, минуем Подберезное и доберемся до Заводского.

По озерам

Когда я узнал, что нам надо пройти всего-то двадцать пять километров, подумал: час с небольшим — и мы на месте. Но я не учел, что это же не по асфальту или грунтовке. Мне, конечно, было немного страшновато, когда мы передвигались по озерам. Хотя они промерзли основательно, волнение меня не покидало. Да еще и телефон перестал подавать признаки жизни. Но Александр сказал, что если даже мы и попадем в промоину, то обязательно выберемся. И я полностью положился на его опыт, тем более что Александр принимал участие в различных соревнованиях на вездеходах. А там выделывали такое, что даже когда просто смотришь видеозапись, по спине бегут мурашки.

По болотам

В отличие от озер болото не промерзло. Вода чавкала под днищем, колеса проваливались, продавливая ледяную корку. Солнце, едва озарив кроны сосен, опять ушло в серые тучи, и все говорило о том, что надвигается мощный снегопад.
Из разговора с вездеходчиками во время остановки я узнал, что желание что-то мастерить у них с раннего детства. Сергей Матюшкин вспомнил, что первым его проводником в мир техники стал журнал «Моделист-конструктор», отчасти благодаря ему он определился и с выбором профессии, стал инженером.

— Многие думают, что мы, колеся по болотам, наносим природе вред, приминаем мох, — говорит Сергей. — Я могу сказать обратное. Мы не только не причиняем природе вреда, а еще и стараемся донести до людей понимание, что болота очень важны для экологии. Ведь там на глубине происходят неведомые нам процессы. И вообще, при правильном подходе мы можем получать от болот большую пользу.

У цели

Наконец, преодолев еще пару малых озер, мы приблизились к цели. Вдруг заработал мобильный телефон, показывая, что я нахожусь недалеко от деревни Низ в районе Череповецкой ГРЭС, расположенной в Кадуе.

Проржавевший ДТ-75 был почти полностью погружен в воду, наружу выглядывала лишь выхлопная труба и рыжая коробка кабины некогда мощной машины. Как пояснил Николай Кочеров, машина сошла с трассы и, как ни пытались тогда ее вытащить, ничего не вышло. Тракторист отделался испугом и семью тысячами рублей, которые ему пришлось выплатить предприятию — владельцу трактора.

Обойдя несколько раз трактор и проверив на скорость свои вездеходы на снежной дороге, мы засобирались в обратный путь. Небо стало еще более низким, все предвещало скорый снегопад.

В полынье

Наш прогноз оправдался, и мы поехали к Уломскому озеру другой дорогой, той, что была ближе к Верховью. И все бы хорошо, но на пути попался очередной ручей, который при впадении в озеро образовал большую промоину. Три экипажа стали искать место, где можно благополучно выйти на лед. А Николай не побоялся рискнуть: на своем «ВАЛЛ-И» он с ходу рванул в промоину, и началась схватка машины с полыньей. Мотор ревел, из-под колес хлестала вода, нагоняя на берег волны с ледяным крошевом. Мне казалось, что еще момент — и вездеход может повторить судьбу несчастного трактора. Но лучший боец болотного батальона Николай Кочеров не раз попадал в подобные ситуации. Рывок, второй, третий — и его вездеход на льду.

Был домик — и нет…

Прежде чем ехать на базу, вездеходчики протестировали машины на озере, выделывая различные фигуры и соревнуясь
в скорости. Но вот и берег. И тут наш весельчак и заводила Николай погрустнел и показал нам то, что осталось от его рыбацкого дома. Как он объяснил, какие-то люди были зимой на берегу, гуляли, а потом подожгли его домик. А ведь Николай приезжал сюда с семьей, ловил рыбу, собирал ягоды и грибы. Да и просто рассказывал сыну, чем прекрасен лес и кто его населяет. Всю нашу компанию возмутил поступок неизвестных личностей. Кстати, такие домики обычно не запирают, и в них заплутавший путник всегда может найти приют. Это я и по себе знаю.

Но не хочется заканчивать рассказ на грустном. Благодаря этим энтузиастам, на базе их машин разрабатываются в нашем городе вездеходы, которые потом появляются в Сибири, на Дальнем Востоке, за границей. Ведь такая малая техника, потребляющая небольшое количество бензина, нужна и тем, кто изучает природу, и тем, кто ищет месторождения полезных ископаемых… В общем, очень востребована.

Сергей Рычков