Почему взрослым не надо «сюсюкать» с детьми?

Услышав более-менее сформированный лепет своего двухлетнего ребенка, часть родителей принимают решение учить его иностранному языку. Дескать, чем раньше, тем проще. «Голос Череповца» поговорил с учителем-логопедом Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Викторией Любезновой, чтобы понять, хорошо ли для речевого развития раннее изучение второго языка, а заодно выяснил, как долго можно разговаривать с малышом на «детском» языке и нужно ли это делать вообще.

Сначала — родной

По словам специалиста, родители малышей довольно часто задают вопросы о раннем изучении иностранного языка, в частности, с какого возраста можно начинать его осваивать.

— Нужно понимать, для чего вы ставите перед собой и перед ребенком такую цель, — говорит Виктория Любезнова. — Если семья проживает в нескольких языковых зонах, то ребенок сам обучается в игре с другими детьми, попадая в языковую среду социума. В таком случае в плане лингвистических навыков все само собой складывается. И возраст здесь не имеет значения. Если же ребенок начинает изучать второй язык, не находясь в языковой среде с его носителями, то нужно учитывать его возрастные особенности и понимать, что усвоение языковых норм будет продуктивным с трехлетнего возраста, не раньше. У ребенка сначала должно сформироваться понимание речи на родном языке.

Педагог отмечает, что если малыш не владеет элементарными обобщающими понятиями и не способен выполнить простые инструкции на родном языке, то не стоит рассчитывать, что изучение иностранного языка может восполнить или расширить понятийный аппарат. Не стоит начинать учить английский язык ни в три года, ни в пять лет, если ваш ребенок не знает названий овощей, фруктов, основных цветов на родном языке.

Учить играя

Однако даже если все условия, о которых говорит педагог, выполнены (малыш владеет достаточным запасом слов, называет огурец огурцом, выполняет устные задания взрослых и т. д.), есть еще одно, пренебрегать которым не стоит.

— Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка, — предостерегает Виктория Анатольевна, — иначе моментально отобьете все желание на долгое время. Для ребенка освоение языка — это прежде всего игра. Нельзя ждать, а тем более требовать от малыша быстрых побед. Играйте с ребенком и развивайте его способности в любых вариациях.

Кроме того, логопед обращает внимание, что у большинства детей от трех до семи лет еще есть дефекты речи. В таком случае увлечение вторым языком необходимо совмещать с логопедическими занятиями. В этот период у детей формируется фонематическое восприятие — навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его (произношение) в некоторых возможных случаях. Если ребенок будет пользоваться дефектными компонентами речи, он попросту будет их закреплять.

Взрослый лепет

С рождением ребенка многие родители начинают разговаривать с ним на его детском языке — сюсюкать. Как долго можно говорить с ребенком «по-детски» и нужно ли это делать вообще?

— Зачастую взрослые в общении с младенцами упрощают свою речь, потому что простые, узнаваемые слова быстрее привлекают внимание ребенка и он легче вовлекается в общение. Наряду с другими стилями общения сюсюканье помогает детскому мозгу осваивать язык. Но нужно понимать, что этот период очень непродолжительный, — поясняет Виктория Анатольевна, — он может длиться с момента рождения ребенка до одного года, пока происходит подготовка к овладению речью. С 10 — 11 месяцев появляются реакции на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка, поэтому нужно, чтобы он слышал правильную речь окружающих. Искаженное произношение фиксируется в памяти детей надолго и в результате становится нормой. То есть переучить потом уже крайне сложно.

Любить, а не сюсюкать

Почему взрослые разговаривают с детьми на «тарабарском» языке? По мнению логопеда, есть три причины.

  1. Неумение выражать чувства. «Людям иногда просто не хватает слов передать свои эмоции. То есть проблема в том, что нет культуры их выражения, — говорит Виктория Анатольевна. — Но родителям несложно этому научиться: ребенок прекрасно сможет понять, что его любят, без всяких «ути-пути» — достаточно лишь мягкой и нежной интонации».
  2. Отсутствие искренних чувств. «В голове взрослого формируется установка: это же маленький ребенок, его НАДО любить. В таком случае получается, что сюсюканье — это подмена любви. И если родственники и друзья обращаются к вашему ребенку в стиле «ути, моя манюнька», не постесняйтесь попросить их общаться на нормальном языке».
  3. Инфантильность взрослых. «Это проблема личности, застрявшей корнями еще в детстве. Не зря говорят: «Не беритесь за воспитание детей до тех пор, пока не воспитаете сами себя». Решайте эту проблему самостоятельно, малышу же оставьте любовь, ласку и нормальное общение».

— Хочу оговориться, чтобы не было искаженного понимания того, что сказано выше, — продолжает Виктория Любезнова. — Общение с детьми иногда может быть забавным, игривым и ласковым. Конечно, можно поиграть словами, голосом, интонацией, но ребенок должен понимать, что это игра, а не живая речь. Когда мы позволяем себе кого-то передразнивать — тоже играем, но это не является нормой общения. Называть вещи своими именами вовсе не означает быть строгими и равнодушными мамами, бабушками, сестрами. А детям, особенно самым маленьким, порой достаточно лишь почувствовать предрасположенность в голосе. Если мы хотим, чтобы дети использовали грамотную и понятную речь, то давайте и будем учить их этому.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»