Что делать с робким ребенком?

Сын учится в 5-м классе. Он у нас очень застенчивый, стеснительный, тихий. Пока учился в начальной школе, где был один педагог, все было нормально: эту его особенность учитывали. Но когда учителей стало много, начались проблемы. Сын сказал, что один из педагогов назвал его аутистом, теперь дети его дразнят. Мы не знаем, что делать: уйти в другую школу или остаться здесь? Успеваемость снизилась. Вера Алексеевна, 36 лет

На вопрос отвечает координатор услуги «Передышка» БФ «Дорога к дому» Надежда Конкина:

— Прежде всего родителям нужно сохранять спокойствие и ни в коем случае не вступать в конфронтацию с учителями. И не стоит сразу переводить ребенка в другую школу. Нужно сначала попробовать нивелировать ситуацию в этом учебном заведении. Если есть школьный психолог, то обратиться к нему. На занятиях специалист научит правильно реагировать на оскорбления, выпады со стороны сверстников.

Вообще, нужно объективно посмотреть на ситуацию и разобраться в ней. Родители знают ее со слов ребенка. Необходимо услышать и вторую сторону, причем разговор строить конструктивно, без претензионного тона, сохраняя уважение к педагогу. Надо помнить, что возраст 12 — 13 лет довольно непростой. Часто дети ходят в школу не только за знаниями, но прежде всего за общением со сверстниками. Для этого возраста характерны преувеличения и порывистость суждений. Возможно, педагог и не называл ребенка этим словом, а ребята уже додумали сами.

Опять же пятый класс — переломный момент. Идет привыкание к новой школьной жизни и нагрузке. Происходит становление коллектива. Это адаптационный период, когда снижение успеваемости не редкий случай. Нужно подождать и дать ребенку привыкнуть, не дергать его. Родителям важно помогать ему во всем, разобраться и в домашнем задании, и во взаимоотношениях со сверстниками. И очень здорово, что в данном случае ребенок делится с родителями своими переживаниями.

Второе: надо разузнать, есть ли у ребенка друзья в школе (не обязательно из его класса), увидеть круг его общения, есть ли у него поддержка со стороны сверстников. Если ребенок посещает секции или кружки, узнать, есть ли там друзья. То есть нужно понять, как он выстраивает отношения с друзьями и знакомыми. Расспросить, с какими учителями ему легче общаться.

Следующий шаг — научить ребенка выстраивать отношения: завязывать новые знакомства, поддерживать дружеские связи, уметь тем или иным способом реагировать на проявления окружающих.

Кроме того, очень важно вселять в ребенка уверенность в своих силах. И делать это нужно не только постоянным повторением слова «молодец». Нужно ставить акцент на сильные стороны ребенка, раскрыть его потенциал. Здесь следует заручиться поддержкой учителей. Обратиться к классному руководителю. Может быть, он станет давать ему поручения, справившись с которыми ребенок будет получать похвалу и, соответственно, расти в собственных глазах и глазах одноклассников.
Параллельно с этим нужно учить ребенка справляться с застенчивостью, робостью.

Что касается перевода в другую школу, тут однозначного вывода не сделать. Если в данном детском коллективе мальчику все-таки будет сложно, то можно попробовать. Да, в новом коллективе есть возможность «все начать с чистого листа». Но нужно помнить, что это будет уже другой коллектив, в который нужно встраиваться.

Где получить консультацию?
Телефон доверия БФ «Дорога к дому» 288-588.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, могут получить консультацию и помощь по телефону 8-953-520-04-24 (Надежда Конкина, координатор услуги «Передышка»).

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»