Будут ли бизнесмены строить в Череповце парковки?

Когда в Череповце вступит в силу запрет парковаться на газонах (с июня), многие горожане зададутся вопросом: где ставить свою машину? Мест на дворовых парковках уже сейчас недостаточно, бесплатных — мало. Остаются платные стоянки. Но стоит ли на них рассчитывать? С одной стороны, стоимость места небольшая — в среднем около 80 рублей в сутки, но для многих череповчан это неподъемные траты. С другой — мест может не хватить, строить новые стоянки частный бизнес не особенно стремится.

Стоянок стало меньше

Сейчас в Череповце насчитывается около 30 платных стоянок, большая часть из них расположена в Заягорбском и Зашекснинском районах. Однако еще лет десять назад их было раза в два или три больше. Почему же их количество сократилось? По словам предпринимателя Дмитрия, который занимался этим видом бизнеса с 1995 по 2010 год, главная причина — сокращение свободных площадей:

— Например, одна моя стоянка располагалась в Зашекснинском районе, на месте, где сейчас строится здание суда, вместо другой сейчас — дом. Сколько я в них денег вложил — ужас. Помню, за асфальтирование десяти квадратных метров у въезда заплатил 25 тысяч рублей, а на оборудование стоянки на улице Годовикова пошло 50 машин шлака. И постоянно подсыпать приходилось. Жаль, конечно, что с этим бизнесом мне пришлось расстаться. Договоры между предпринимателями и мэрией заключались на один-два года, поэтому, когда территория требовалась городским властям, их не продлевали. В результате стоянок стало меньше. Остались в бизнесе в основном те, у кого длительный срок аренды земли.

Цены достигли предела

Другой наш собеседник, предприниматель Александр, владелец открытой парковки в Заречье, как раз из числа оставшихся:

— Моя стоянка существует около десяти лет, и мне повезло, что она у меня в бессрочной аренде, так как благодаря специфике расположенных рядом сооружений строительство в этом месте запрещено. Вместимость стоянки — 120 машин. Стоимость суток — 60 рублей. Заполняемость — в среднем около 80 %, летом — примерно 50 %, зимой практически все места заняты.

Стоимость суток на стоянке Александра сравнительно низкая. Если брать город в целом, то в среднем сутки обойдутся вам около 80 рублей. Впрочем, есть варианты и дороже — 100. Например, для Зашекснинского района это едва ли не самая распространенная цена. По словам людей, занимающихся стояночным бизнесом, такие расценки достаточны для того, чтобы оплатить текущие расходы и получить минимальную прибыль. Александр говорит, что его бизнес существует на грани рентабельности.

Большинство стоянок в городе — открытого типа. Но есть и исключения. В частности, всем известная крытая многоуровневая стоянка в одном из районов города. У крытых стоянок есть преимущества: не надо очищать машину от снега, стекла не запотевают, после того как ее заведешь, не нужно ждать и прогревать. По словам управляющего, уже два года заполняемость стоянки составляет около 100 %, кроме лета, когда она снижается на 20 %:

— Но к таким показателям мы пришли после того, как рядом начали активно строить дома. А до этого мы довольствовались показателем 70 — 80 %. Сутки для легковой машины стоят 100 рублей. Больше брать не можем: клиент уйдет. Года два назад стоимость составляла 70 рублей, и она была неизменной очень долгое время. Но потом все равно пришлось поднимать цены: растет стоимость электричества, работы охранников, дворников. Доходы небольшие.

— Вы планируете поднимать цены в будущем?

— Трудно сказать, этот вариант возможен, но повышение если и произойдет, то будет минимальным. Уже сейчас люди говорят, что сегодняшние цены для них предельны и они больше потянуть не могут.

Появятся ли новые стоянки?

Летом, когда за парковку на газонах череповчан начнут штрафовать, в городе может возникнуть ситуация, что парковочных мест на бесплатных и платных стоянках станет не хватать. Может ли частный бизнес открыть новые стоянки? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. С одной стороны, есть спрос — есть и предложение. В конце января комитет по управлению имуществом провел аукцион, на который выставлялись три земельных участка под обустройство стоянок. В результате ушел только один лот на право аренды. Возможно, причина состоит в том, что открытие стоянки — дело вовсе не дешевое, хотя на первый взгляд может показаться иначе. Мы обратились к одному из бизнесменов с просьбой хотя бы примерно подсчитать требуемые вложения, и вот что он нам рассказал:

— При составлении бизнес-плана стоянки следует учитывать множество разнообразных факторов. Поэтому сразу скажу, что цифры будут носить ориентировочный характер, но в целом картина станет ясна. Я брал минимально возможные цены по основным позициям для стоянки на 100 машин.

  1. Шлак фракции 40 мм. Он необходим для подсыпки участка. Потребуется примерно 130 кубов на 80 тысяч рублей.
  2. Ограждение из 3D-сетки. Нужно примерно 150 метров. Цена 800 рублей за метр. Итого: 120 тысяч рублей.
  3. Утепленная будка сторожа с биотуалетом обойдется в 50 тысяч рублей.
  4. Электрокабель, четыре фонаря, подключение к сетям — 100 тысяч рублей.

Итак, у нас получается уже 350 тысяч рублей. К этому нужно прибавить двое ворот. В свое время можно было обойтись и одними, но сейчас пожарные требуют двое. Также нужны столбы для крепления сетки, кассовый аппарат. Учтите работу мастеров, которые все установят, приколотят и так далее. В общем, получается уже полмиллиона. Предположим, что право аренды земли, на которой вы планируете разместить стоянку, выиграно на муниципальном аукционе за 500 тысяч рублей. Итого — один миллион.

Представим, что стоянка на сто машин заполняется процентов на 80. Это значит 80 машин в сутки, а в месяц 2 400. Цена за место — 60 рублей в сутки. Месячный доход — 144 тысячи рублей. Из этих денег нужно заплатить налоги, аренду, рассчитаться за электроэнергию. Не забудем про сторожей-охранников. Их должно быть как минимум трое. Они обойдутся примерно в 40 тысяч. Это без учета отчислений за них страховых взносов и налогов. В общем, останется приблизительно 50 тысяч — в лучшем случае. Но учтите, что зимой надо нанимать транспорт для очистки от снега, подсыпать шлак и так далее.

Примерно через полтора года все окупится. Затем вы сможете получать прибыль. Уже упоминавшиеся 50 тысяч в месяц. Как видите, не столь большая сумма. К тому же не всегда понятно, пойдет ли к тебе клиент или нет.

Отдельно хотим добавить, что мы указали минимальные вложения, которые учитывают не все позиции. На взгляд другого нашего собеседника, обустройство стоянки обойдется в миллион. При этом раскладе окупаемость растянется на три года.

Часть бизнесменов, с которыми я разговаривал, готовы вложиться в стоянки, но их останавливает тот факт, что аренда в основном краткосрочная. По словам Александра, она должна быть как минимум на десять лет, чтобы была заинтересованность вкладывать в нее деньги и развиваться. Тогда бы он, например, точно открыл еще одну стоянку. Дмитрий также готов вернуться в бизнес. Беспокоят предпринимателей и финансовые возможности населения. Если уже сейчас цены приходится держать на минимуме и не повышать, дабы клиенты не разбежались, то что будет дальше?..

Пожалуй, всех интересует вопрос, снизится ли стоимость стоянки, если предприниматели все же массово начнут их открывать. Один из законов рынка гласит: чем выше конкуренция — тем ниже цены. В данном случае он не сработает. Цена останется прежней и будет только расти. Высокие расходы, низкие доходы, как результат — невысокая рентабельность. А жить хочется лучше.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»