35media.ru

Москва выслушала машиностроителей

В Череповце на минувшей неделе побывали представители Министерства промышленности и торговли, изучавшие «в поле» работу наших машиностроительных предприятий. Отрасль для региона очень перспективная, но для ее развития нужно решить ряд проблем.

Машиностроение — одна из самых успешно развивающихся отраслей на территории Вологодской области. За минувший год в регионе она росла увереннее, чем в целом по России, и превосходит ее в этом плане только лесопромышленный комплекс.

У череповецких предприятий есть ряд неоспоримых преимуществ. Это и удобное логистическое расположение промышленной площадки, и те преференции, которые могут получить резиденты созданной в городе территории опережающего социально-экономического развития.

Как заявила на встрече представителей Минпромторга с руководителями машиностроительных предприятий региона сенатор Елена Авдеева, инвесторы отмечают, что меры финансовой поддержки и налоговых преференций дают существенные результаты.

Между тем трудности в работе предприятий существуют. На встрече обсудили вопросы финансовой поддержки, стимулирования спроса, кадрового дефицита, пробелов в законодательстве.

Один из предпринимателей заявил, что во время поисков кредита на развитие производства ему отказали в трех банках. Другой руководитель получил крупный заказ, но радость сменилась отчаянием, когда ему банки один за другим отказывали в финансировании. Проблему удалось решить только через поручительство Агентства городского развития.

Директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Мария Елкина предложила бизнесменам активнее включаться в программы государственной поддержки. Среди них, например, программа льготного лизинга техники или предоставление покупателям техники скидок при приобретении ее в кредит. Также она напомнила про существующий запрет на закупку иностранной техники для государственных нужд, чем также могут воспользоваться машиностроители, участвуя в торгах.

Впрочем, говорят предприниматели, при разработке государственных программ важно глубже вникать в детали той или иной проблемы.

Как отметил гендиректор череповецкой компании «Северный технопарк» Максим Егоренков, большую помощь его предприятию оказывает программа по поддержке участия отечественных промышленников в международных выставках.

— Но если раньше в рамках программы существовала компенсация по доставке выставочных образцов, то теперь в этом мы получаем отказ, — говорит он. — Недавно мы ездили на выставку в Дубай, транспортировка тяжелой техники туда стоит очень дорого. То есть информационные плакаты привезти было можно, а, например, сваебойную установку — нет.

Сталкиваются машиностроители и со сложностями в отстаивании прав на интеллектуальную собственность.

— «Гаражники» покупают сертификат за 15 тысяч рублей, а потом подделывают нашу технику и продают ее, — сетует Максим Егоренков. — Мы знаем, кому они ее продают и где, но Ростехнадзор отвечает, что ничем не может нам помочь.

В таких случаях, по словам Марии Елкиной, должно помочь обращение в Росстандарт, который может инициировать проверку.

Есть еще один важный вопрос для машиностроительных предприятий, комплексный и острый.

— Наверное, все машиностроители со мной согласятся, что основная проблема, с которой мы сталкиваемся, — это нехватка квалифицированного рабочего персонала: токарей, фрезеровщиков и других, — говорит гендиректор компании «Ремонтный механический центр» Юрий Ященко. — Но средние профессиональные учебные заведения обучать студентов этим специальностям не торопятся.

Приходится, по словам руководителя, уговаривать остаться на работе пенсионеров. А те если и готовы помочь, то только зимой, летом у них дачи.

Мария Елкина проблему в обучении специалистов признает, ссылаясь на позицию Минобрнауки. А она такова: вузы — это коммерческие организации, и набирают студентов на те специальности, на которые есть спрос.

— Есть спрос на экономистов — они набирают экономистов, нет спроса на инженеров — они их не набирают. Никому не выгодно содержать кафедру, на которой учится два человека, — отметила она.

Представитель Минпромторга добавила, что в этом году планируется попробовать создавать филиалы институтов прямо на площадках крупных предприятий. Но для этого нужны изменения законодательства.

Елена Авдеева подчеркнула, что, как член Совета Федерации, она готова выступать с законодательными инициативами по всем вопросам, мешающим развиваться бизнесу.

Андрей Савин