Живой «честный» кофе

Илья и Мария Смирновы — молодые предприниматели, недавно открывшие в Череповце кофейню. Своим гостям они предлагают не только кофе, но и возможность по-настоящему насладиться этим напитком, а также посмотреть на произведения искусства, встретиться с поэтами, музыкантами и другими интересными людьми.

Появился интерес

Мы разговариваем с Ильей и Марией Смирновыми в их кофейне. На дворе вечер, в воздухе — смесь кофейных ароматов. За стеклом на прилавке красуются пирожные, кексы и прочие лакомства. За соседним столиком компания из трех человек негромко, но весело обсуждает что-то свое. И странно думать, что ничего этого не было бы, если б полтора года назад одним летним днем в Ялте не шел дождь.

Дождь был настолько сильный, что Марии и Илье, недавно приехавшим в Крым отдохнуть, пришлось срочно искать укрытие. Таким укрытием оказалась кофейня. Естественно, пришлось заказать кофе. Теперь они рассказывают, что тогда впервые попробовали настоящий, вкусный кофе.

— Конечно, мы и раньше пили кофе, — говорит Илья Смирнов, — но редко, и не особенно задумывались на эту тему.
— А после того случая интерес появился, — продолжает историю Мария. — Вернувшись в Череповец, мы стали думать: а что есть у нас в городе? Куда бы люди могли прийти, выпить действительно вкусный кофе, пообщаться? Мы начали ходить по кофейням, пробовать разные виды кофе, узнавать о различных напитках. Начали читать специализированные книги и информацию в Интернете — в общем, погружались в тему.

Еще до отъезда в отпуск Илья и Мария собирались начать свой бизнес. Оба работали на крупных промпредприятиях города и заранее начали копить средства на собственное дело. После возвращения из Крыма пара решила открыть кофейню.

— И мы стали уже продумывать этот вопрос с точки зрения построения бизнеса, организации, норм, законов и так далее, — перечисляет Мария. — Какие-то сведения искали в Интернете, что-то подсказывали коллеги — люди, которые уже занимались «кофейным» бизнесом. На обучение построению и ведению бизнеса мы ездили в Вологду, в известную кофейню. Там нам рассказали в том числе и разные тонкости — например, как расставлять товар на витрине. Казалось бы, мелочи, но они тоже очень важны.

Миссия выполнима

Летом 2019 года Илья ушел с предыдущей работы, хотя была перспектива сделать карьеру по специальности, полученной в университете, и сосредоточился на бизнесе. За последние три месяца у него был один выходной. Мария продолжает трудиться на промпредприятии (она архитектор-реставратор), кофейней занимается после основной работы, в том числе в выходные дни, причем получает от этого истинное удовольствие.

Сколько видов и сортов кофе Смирновы перепробовали за последние полтора года — не сосчитать. Они постоянно ищут что-то новое, закупают новые лоты (так называют зерна разных мест произрастания, способов обработки, обжарки и т. д.), испытывают разные комбинации ингредиентов, меняют обжарщиков (тех, кто обжаривает зерна).

Кофейня «Не только кофе» открылась в октябре прошлого года в Зашекснинском районе, на улице Ленинградской, 24. Помещение пришлось искать довольно долго, и это была лишь одна из вершин, которые предстояло покорить начинающим предпринимателям. Мария и Илья учились сами, искали и штудировали информацию, изучали опыт других кофеен, как «вживую» (прошли базовый курс обучения в кофейне в Вологде), так и через соцсети. Помогал брат-юрист Марии.

Бухгалтерией сначала занимались сами, потом наняли бухгалтера «на аутсорсинге» и помощника по юридическим вопросам. Сами спроектировали мебель и интерьер. Один из студенческих друзей (к слову, учились Илья и Мария в одном университете в Вологде, там и познакомились; получив диплом, поженились), художник, помог с оформлением помещения, расписал стену стихами. Сами освоили рекламные технологии в социальных сетях. Но этого недостаточно, чтобы о тебе узнал весь город. Поэтому на помощь пришли специалисты Единой рекламной службы ООО «Медиа-Центр».

Название кофейни означает, что цель (даже не цель, а миссия) заведения — не только обеспечить посетителей вкусным кофе, но также привить культуру потребления кофе и культуру вообще. (Вдобавок в ассортименте действительно не только кофе, но и чай, а еще сделанные на заказ такими же молодыми, как Смирновы, предпринимателями конфеты, пирожные, капкейки и другая свежая выпечка из кондитерской неподалеку).

Для многих людей визит в кофейню — непривычное событие. Чаще всего приходят по какому-то случаю, а было бы здорово, если б посещение кофейни для большинства стало такой же привычной частью ежедневной жизни, как, скажем, поход в продуктовый магазин. Речь не просто о том, чтобы быстренько попить кофе, а о том, чтобы прочувствовать вкус, аромат, не спеша распробовать, пообщаться с друзьями или, наоборот, спокойно посидеть в одиночестве за любимой книгой или рабочими документами в ноутбуке. Тем более что кофейня небольшая (5 столиков, 12 посадочных мест), уютная и располагает к неторопливому, комфортному времяпровождению. Это насчет культуры потребления кофе.

Что касается культуры вообще, то в кофейне постоянно проводятся выставки, регулярно бывают мастер-классы (например, по живописи, по флористике и т. д.).

— Я сама время от времени пишу картины, — улыбается Мария, — поэтому мы изначально понимали: в кофейне будет место, где смогут выставляться художники, фотографы. Это будет привлекать людей, будет интересно посетителям. Теперь эти выставки — неотъемлемая часть нашей кофейни. Мы организуем их бесплатно, не берем денег за аренду.

Любой творческий человек, тот же художник или фотограф, может предложить свои работы — если они подойдут, их выставят.

До последней капли

В своей работе Илья и Мария Смирновы руководствуются тремя постулатами: «честный» кофе, творчество и атмосфера.

С творчеством и атмосферой все понятно, но что такое «честный кофе»? Оказывается, большая часть кофе, который продается в магазинах, — это «мертвый» кофе. После того как зерна обжарены, кофе сохраняет все оттенки и глубину вкуса в течение только двух месяцев. Есть так называемый коммерческий кофе и кофе-спешелти (англ. specialty — особенность, особый). Первый чаще всего (хотя и не всегда) не отличается высоким качеством и сохранностью вкуса. Второй — это кофе высочайшего качества; именно такой подают в хороших кофейнях.
Несмотря на то, что в кофейне варят кофе спешелти-сегмента, она остается демократичным заведением.

— В кофейню могут зайти люди разного достатка, разного возраста, — говорит Илья Смирнов. — Это может быть и школьник, которому мама дала 200 рублей, и пенсионер, и «большой начальник». Правда, подростков у нас мало, приходят в основном люди от 20 лет. Заходят и горожане старшего возраста.

Я спросила у Смирновых, в какие моменты они особенно ярко чувствуют отдачу от своей работы. Первой ответила Мария:

— Например, когда делаешь красивый латте-арт (рисунок из пенки на поверхности кофе — прим. авт.), приносишь человеку, а он восхищенно выдыхает: «Ах!» В такие моменты мы понимаем, что это действительно то, к чему мы стремились, чего хотели, о чем мечтали в тот вечер, когда приняли решение открыть кофейню.
— А еще приятно замечать, что гостю действительно понравился напиток, — добавляет Илья. — Это видно, когда человек запрокидывает чашку, чтобы допить до последней капли.

Кофейня «Не только кофе» расположена по адресу: ул. Ленинградская, 24.
Режим работы: понедельник — пятница — с 8.00 до 21.00, суббота, воскресенье — с 10.00 до 21.00.
Адрес в соцсетях «ВКонтакте» и «Инстаграм»: ne_tolko_coffee_che

На правах рекламы. ИП СМИРНОВ И.А. ОГРН 319352500037591.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»