35media.ru

Игорь Зарецкий: «Смотрю, акула в руль тычется»

Легендарный яхтсмен Игорь Зарецкий, победитель трансатлантической одиночной парусной регаты «Jester Challenge 2010», собрал в череповецкой чайной всех, кому интересны дальние страны и яхты, и рассказал о своих одиночных переходах вокруг света.

О кругосветной регате

— В 1968 году англичане организовали кругосветную безостановочную гонку Golden Globe Race, из девяти участников до финиша дошел лишь один. Спустя полвека после той гонки была организована подобная регата под тем же названием, в которой я принял участие. Почему решился? Знаете, о Golden Globe Race я прочитал еще в школьные годы и через всю жизнь пронес свой интерес к ней. Об участии еще в 90-е годы задумался, захотелось совершить путешествие в тех условиях, где лучше всего проявляется морское искусство, то есть, астронавигация.

Нужно отдать должное организаторам Golden Globe Race, которые воссоздали ее на тех условиях, которые были у участников регаты 1968 года. Гоночная инструкция составляла сорок с лишним страниц. Никакой электроники, никакого GPS и другого современного оборудования — к твоим услугам только звезды и солнце. Даже калькулятор было запрещено на борту иметь. Веревки, парусина — все, как тогда. Зачем это сделали? Чтобы получилось своего рода честное соревнование с участниками 1968 года. Корабли тоже были тех же проектов, что и тогда. Организаторы опубликовали список из 22 типов лодок, которые допускались к старту, яхты из современных материалов не рассматривались, любые переделки конструкции были запрещены. К слову, я взял лодку 1980-го года выпуска. На гонку допускали тех участников, которые прошли не менее 8 тысяч миль океана, две тысячи — в одиночку. На старт вышли 18 участников, мое путешествие заняло 163 суток — старт дали во французском городе Ле-Сабль-д’Олон, там же и финишировали.

О морских животных

— Живность в пути частенько попадается. В Индийском океане киты встречались. Как раз когда собрался лезть на мачту и чинить штаг, здоровенный кит впритирку с бортом вынырнул. Такой красавец. У Австралии меня часа два сопровождали киты — семь штук с маленьким. Сначала под яхтой ныряли, а потом выстроились шеренгой и рядом шли. Тоже в Австралии было — почувствовал толчок, смотрю, акула в руль тычется. В Атлантике летучие рыбы встречались, очень много. Почти каждое утро собирал их на палубе и жарил к завтраку. Очень вкусно.

О питании

— Регата безостановочная, и заходить в порты за провизией было нельзя. Провизию нужно было везти с собой, включая питьевую воду. У меня было 700 литров воды. Чем питались? Заказал в Швейцарии большую партию сублимированных продуктов — супы, мясо, рис, омлет и многое другое. Готовые продукты, достаточно только заварить — там сбалансированный комплекс витаминов. Сгущенку брал, тушенку из кабана и лося, макароны, сухое молоко, шоколад. Даже 20 банок красной игры мне подарили. Многие из тех, которые в стеклянных банках брал, разбились в штормах. В регате научился хлеб печь в сковороде. Еды брал вдвое больше, чем положено на случай непредвиденных нюансов. Алкоголь? Было у меня на борту шесть бутылок виски, подарил знакомый производитель из Англии, тоже яхтсмен. Но виски у меня как-то не пошло, то ли дело белое вино — сядешь на палубе в лунную ночь с горьким шоколадом, потягиваешь. Я могу вам снимок показать, где я в одиночестве отмечаю день рождения жены — на этом фото, видите, тост произношу.

О занятиях в океане

— Чем занимался? Работал и спал, дел всегда много. Постоянно что-то меняешь, ремонтируешь —  веревки перетираются, я километр тросов брал в путешествие. Книг набрал, но почти не читал. Музыку слушал, но не так много, как хотелось бы. Разрешалось взять только катушечные записи. Когда выпадала возможность, спал. Поначалу ставил таймер на час, потом сам стал вставать без будильника. За все время пути дольше всего часа четыре проспал за один раз. Это был Индийский океан, пустота. Можно было авторулевое устройство выставить — это такая штука с ветровым пером, выставляешь его против ветра, и оно рулит.

О мусоре

— В Атлантике однажды буй поймал. Заметил, что у меня скорость опустилась до трех узлов, а ветер дул хорошо. Я пригляделся и заметил вдалеке здоровый буй, который я тащу за собой. Пришлось несколько часов разматывать и резать тросы. Зато яхта сразу полетела со скоростью шесть узлов. В большинстве своем океан чистый, пластмассовые бутылки я всего раза два встречал. Выкидывать мусор за борт строжайше запрещено, и все консервные банки и пакеты приходилось везти с собой. Скушал тушенку, тщательно вымыл, сплющил банку и в пакет. На берегу нужно было отчитаться. В Австралии я сдал пять мешков, приехали на джипе красиво одетые мужчина и женщина, почему-то с кобурами, и забрали мои мешки. Это самый дорогой мусор в моей жизни — 430 австралийских долларов отдал, чтобы у меня его приняли.

О планах

— Из кругосветного путешествия я пришел спокойный, уравновешенный. Честное слово, жена подтвердит. Вот только первое время не мог находиться в помещениях с закрытой дверью — в гостинице и дома дверь настежь открывал. Чем сейчас занимаюсь? Тем же, чем всю жизнь — вожу яхты. Разные заказчики нанимают капитаном на прогулочные суда. Хочу в этом году на Онежское озеро пойти, манит оно меня. Возникает мысль в 2022 году снова стартовать в кругосветку, с организаторами договоренность есть, местечко на старте обещали найти.

Одна онлайн-встреча за полгода

Жена Игоря Зарецкого Оксана рассказала «Речи», как поддерживала контакт с мужем во время регаты. «Связывались с ним через радистов, — говорила она. — Получалось с опозданием, они посылали мне записи его ответов на мои вопросы. Один раз за полгода нам устроили онлайн-разговор на его день рождения. Тяжело, конечно, но я занятой человек по жизни. Как мы встретились? Пришла с друзьями на яхту и познакомились, дело случая. Я на яхтах не хожу, даже плавать не умею».

Сергей Виноградов