Коллектор — не вышибала, а финансовый консультант

В январе «Голос Череповца» рассказывал историю череповчанки, которая не смогла вовремя вернуть займы, взятые в микрофинансовых организациях. Сейчас нашей читательнице настойчиво звонят коллекторы — требуют вернуть долг, обвиняют в мошенничестве. Собирая материал по этой теме, мы получили любопытный комментарий в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Регулятор НАПКА

Напомним историю читательницы Светланы П. Полтора года назад многодетная мать взяла несколько займов на общую сумму 50 тысяч рублей в микрофинансовых организациях. Деньги понадобились маме троих детей на покупку мебели в комнату общежития. Сейчас череповчанка живет с детьми на съемной квартире. Единственный источник дохода одинокой мамы — ее пенсия (у женщины третья группа инвалидности) и детские пособия. Светлана не смогла вовремя погасить долг, и ей по нескольку раз в день звонят коллекторы, обвиняют в мошенничестве и грозятся прийти в гости.

При подготовке материала мы обратились в череповецкий офис коллекторской фирмы, где нас вежливо перенаправили в столицу, в СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств».

— В состав нашей ассоциации входит около 40 коллекторских агентств России, — рассказал журналисту «ГЧ» президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев. — Прежде чем мы принимаем компанию в наши ряды, совет ассоциации проводит очное собеседование с ее руководителями, так как статус члена НАПКА — это некий гарант качества работы. Работа с обращениями граждан является для нас основополагающей. Несколько лет назад нами был создан контрольный комитет, а буквально в середине прошлого года мы запустили отдельный сервис «Добро пожаловаться», в рамках которого стараемся помочь каждому, кто столкнулся с неправомерными действиями по взысканию или просто нуждается в консультации. В среднем в год мы получаем около 6 000 обращений.

Закрыть долг

«Что представляет собой коллекторское агентство и кто в нем работает?» — поинтересовались мы у Эльмана Мехтиева.

— Коллекторское агентство — это юридическое лицо, основной деятельностью которого является совершение действий с целью возврата просроченной задолженности физических лиц. Вопреки мнению общества, офис коллекторского агентства мало чем отличается от офиса компании другой сферы деятельности, равно как и его сотрудники. Возьмем хотя бы элементарный гендерный признак: большинство коллекторов — это молодые женщины в возрасте до 35 лет. Сотрудник коллекторского агентства — это финансовый консультант, который заинтересован помочь решить проблему должника.

— С кем работают коллекторы?

— Клиентами коллекторских агентств чаще всего выступают финансовые организации (банки или микрофинансовые организации). А если говорить о должниках, то в подавляющем большинстве случаев это люди, попавшие в трудную финансовую ситуацию, не сумевшие правильно рассчитать свой бюджет. Как мы видим на практике, безвыходных ситуаций не бывает и при определенном желании практически любой долг можно закрыть. Коллектор, видя желание должника работать с просрочкой, разрабатывает индивидуальный график платежей с учетом возможностей клиента.

— Какими методами действует коллектор?

— Набор инструментов коллекторов ограничен и прописан в профильном федеральном законе. Например, коллектор имеет право применять к должнику следующие методы взыскания: звонки, сообщения, письма, личные встречи. Каждый из них имеет свое количественное ограничение, превышение которого — это прямое нарушение закона.

Пять правил
Эльман Мехтиев рассказывает, как себя вести и о чем не забывать при общении с коллекторами.

  1. Убедитесь, что вам звонит представитель коллекторского агентства, находящегося в реестре ФССП (реестр есть на сайте судебных приставов). Если агентства нет в списке — стоит написать обращение в НАПКА, ФССП и правоохранительные органы.
  2. Коллектор должен представиться: назвать свою фамилию, имя, отчество, наименование кредитора и компании, которую он представляет.
  3. Коллектор не имеет права сообщать подробности о вашей ситуации и вести диалог с третьими лицами без вашего согласия.
  4. Коллектор может звонить, отправлять сообщения и встречаться с должником лично только определенное законом количество раз в неделю.
  5. Коллектор не имеет права причинить вред (в любой форме), применять физическую силу, угрожать, оказывать психологическое давление, наносить вред личному имуществу.

И еще один важный момент: коллектор не имеет права брать деньги от должника. Все операции совершаются либо через банк, платежные терминалы либо в филиале компании через кассу.

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»