Пять главных правил для здоровья ребенка

В Череповце методисты управления образования совместно с коллегами из детских садов разрабатывают масштабную целевую программу по улучшению здоровья детсадовцев. Программа охватит все направления развития детей раннего и дошкольного возраста.

Дошкольники болеют чаще

По статистике, самой уязвимой возрастной группой в период роста сезонной заболеваемости ОРВИ являются дети дошкольного возраста. Несформировавшийся иммунитет приводит к тому, что дошкольники осенью и зимой легко схватывают любые вирусы. Тот факт, что Череповец — промышленный город, тоже влияет на здоровье маленьких горожан (по данным исследований, детсадовцы в непромышленных районах болеют реже). Поэтому перед специалистами города поставлена задача снизить заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста. Как это сделать, чтобы учесть требования федеральных государственных образовательных стандартов и комплексно охватить все вопросы оздоровления детей в детских садах? Этим вопросом задались специалисты городского управления образования. Решение было найдено: городу нужна программа, которая обобщит весь опыт по оздоровлению дошкольников, наработанный методистами и воспитателями детских садов.

— С переходом на стандарт унифицируются подходы, но частные вопросы не прописываются. Сейчас в каждом детском саду выбирают свою программу оздоровления, разработанную на основе ФГОС, и поэтому опыт по улучшению здоровья дошколят у нас в городе большой, — рассказала «Речи» методист методической службы управления образования Ирина Лобанова. — Поэтому и возникла необходимость обобщить и систематизировать имеющиеся наработки специалистов детсадов. В течение 2019 года мы разрабатывали программу только для Череповца, которая будет решать все проблемы по профилактике и оздоровлению детей.

Пока документ имеет рабочее название «Городская комплексная целевая программа по укреплению и оздоровлению детей раннего и дошкольного возраста».

Детсад № 125 — главная рабочая площадка

Над программой работают педагоги 42 детских садов, на базе которых созданы ресурсные центры и учебно-методические площадки по разным направлениям. Основной площадкой по разработке программы стал детский сад № 125.

— Наш детсад выбран не случайно, — рассказала «Речи» старший воспитатель детсада № 125 Елена Якупова. — Несколько лет у нас держится стабильно низкий показатель заболеваемости среди воспитанников по сравнению с другими детсадами города. Это достигнуто благодаря совместной работе педагогов и родителей. В нашем саду реализуется несколько оздоровительных и спортивных программ: «Старт», «Здравствуй» М.Л. Лазарева, «Школа мяча», «Аэробика и фитнес». Есть бассейн, спортивная площадка, успешно реализуется система закаливания детей.

Новая общегородская программа включает более десяти направлений по формированию детского здоровья. По каждому направлению создана рабочая группа.

В 125-м детском саду педагоги работают по теме «Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обеспечения и сохранения здоровья воспитанников». Ранний возраст не случайно выделен в отдельное направление. Сейчас в дошкольных учреждениях реализуются новые подходы к адаптации малышей к детскому саду. Так, в детсаду № 125 в рамках новой методики по адаптации детей раннего возраста ведется психологическая работа с родителями и детьми, которые только начинают посещать садик. Главная цель — снять у них тревожность и сформировать положительный настрой на детсад.

Правильное питание и физкультура

Одно из основных направлений программы — рациональное питание. Сегодня в детских садах дети получают пятиразовое питание, сбалансированное по содержанию углеводов, белков, жиров и витаминов. Но проблема в том, что дома у детей зачастую режим и система питания не соблюдаются.

— Хотелось бы, чтобы в выходные и во время каникул в рационе ребенка тоже были овощи, фрукты и полноценное мясо, а не пельмени и дешевые сосиски, — акцентирует внимание на здоровом питании Ирина Лобанова. — Поэтому в программе будет и практическое сопровождение для родителей, чтобы мы могли давать семьям примерное меню, чем кормить ребенка дома. Наша задача — рассказать родителям о том, что здоровье ребенка закладывается в раннем детстве и питание влияет на формирование костно-мышечной системы. У многих детей сейчас кости хрупкие: творог не едят.

Второе направление — двигательная активность. На протяжении всего пребывания в детсаду у ребенка должна быть продуманная и разнообразная двигательная активность. Даже в группе должны проводиться активные игры и физкультминутки на занятиях, не говоря уже об играх и физкультуре на улице. Наполняемость этих видов активности будет прописана в новой программе.

Еще одно, не менее важное направление — здоровый образ жизни. Сюда будут включены различные методики формирования у ребенка начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни с помощью игр, творческой деятельности, практических занятий, бесед и совместных мероприятий с родителями. Например, тематическая игра «Поликлиника» поможет ребенку понять, что такое болезни, и осознать, что их необходимо лечить. Также с помощью игр и бесед у детей вырабатывается понимание необходимости гигиены, закаливания, режима дня, правильного питания, отказа от вредных привычек. Также будет затронут семейный отдых в выходные дни с пользой для здоровья.

Войдет в программу и коррекционно-оздоровительная работа с детьми, у которых есть ограничения по здоровью. Например, в 122-м детском саду созданы специальные группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сюда направляют малышей с большой степенью плоскостопия и нарушением осанки. Но ребят с такими проблемами много и в обычных садах. Поэтому коррекционная работа с осанкой и плоскостопием должна проводиться в любом дошкольном учреждении. Кроме того, сейчас обычные группы детсадов посещают и дети с ограниченными возможностями, поэтому необходимые условия должны быть созданы и для них.

Отдельное внимание в программе будет уделено специфическим видам деятельности с родителями. Например, это может быть родительский клуб выходного дня, туристические прогулки с участием родителей. Более того, работа с семьей и рекомендации для родителей войдут во все разделы программы.

Инновационные технологии

Без инновационных методов работы с детьми сейчас не обойтись. В соответствии с новым образовательным стандартом идет переход от прямого обучения к косвенному, опосредованному, с использованием современных технологий. То есть формула «я сказал — вы сделали» при работе с детьми уже не приветствуется. Например, сейчас делается упор на здоровьеформирующие технологии. Их цель — формирование у ребенка осознанного понимания всех видов оздоровительной деятельности. Например, «будешь чистить зубы — значит, будут зубы здоровые», «будешь мыть руки — значит, не будешь болеть инфекционными заболеваниями».

Во многих детсадах сейчас используется инновационная методика оздоровления на основе кинезиологии. В Череповце федеральной площадкой по внедрению этой технологии стал 114-й детский сад. Кинезиология — это наука, комплексно изучающая двигательную функцию человека. Она вобрала в себя опыт остеопатии, гомеопатии, нейропсихологии, рефлексотерапии, мануальной терапии, лечебной физкультуры, акупунктуры, нетрадиционной медицины. Для детей в детских садах применяется образовательная кинезиология, которая ищет способы улучшения процесса обучения через движение. Основным ее методом является комплекс упражнений «гимнастика мозга». Для улучшения обучаемости дошколят используется классический комплекс кинезиологических упражнений, которые активизируют работу головного мозга. В детских садах города уже выявлены хорошие промежуточные результаты, но об окончательных успехах можно будет говорить только через несколько лет. «Речь» подробно рассказывала об опыте применения образовательной кинезиологии в 114-м детском саду.

— Параллельно с систематизацией и разработкой разделов мы проводим большую аналитическую работу, то есть выявляем слабые места и ошибки оздоровительной работы в детсадах, — подводит итог Ирина Лобанова. — Например, где-то закаливание проводится нерегулярно или нарушается режим проветривания в группах. То есть мы стараемся выявить, какие факторы приводят к повышению заболеваемости, как снизить и исключить высокую степень риска заболеваемости.

Сейчас специалисты городского управления образования и методисты детских садов завершают работу над новой программой по улучшению здоровья дошколят. В апреле состоится ее презентация, а в сентябре она начнет апробироваться в детских садах Череповца.

Пять принципов здорового развития ребенка

Рациональное питание
Сбалансированное меню по содержанию
белков, жиров и углеводов
Прием витаминов (в период повышенной заболеваемости и по рекомендации врача)
Питьевой режим
Отказ от вредных продуктов (чипсов, снеков, газировки и т. п.)
Ограниченное употребление сладостей

Двигательная активность
Гимнастика пробуждения (дома и в детском саду)
Подвижные игры и физкультура на свежем воздухе
Динамические паузы на занятиях в детском саду
Занятия физкультурой в спортзале в детском саду
Спортивные мероприятия

Закаливание
Ежедневные прогулки в любую погоду
Водные процедуры
Воздушные ванны (сон без маек)
Купание в открытых водоемах (летом)
Хождение босиком

Гигиена
Чистка зубов два раза в день
Мытье рук после туалета, прогулок и перед едой
Ежедневный душ
Промывание носа (в период повышенной заболеваемости)

Психоэмоциональное благополучие
Соответствующий возрасту режим дня и сна
Постепенная адаптация к детскому саду
Совместные мероприятия с родителями в детском саду
Семейный отдых с пользой для здоровья

Жанна Газзаева