35media.ru

Мир говорящих вещей в Выставочном зале

Экспозиция уникального череповецкого художника Владимира Копылова, творящего в редком жанре сюжетно-исторического натюрморта, открылась в Выставочном зале. Это первая масштабная выставка художника, собравшая более 80 полотен.

Самые заурядные и обыкновенные вещи вроде комода и подсвечника тоже могут разговаривать, причем не только в сказках Андерсена. Череповецкий художник Владимир Копылов много лет возрождает живописное направление под названием «сюжетно-исторический натюрморт», в котором о жизни людей, бытовой и духовной, рассказывают предметы. Художник стремится разрушить мнение о натюрморте как о скучной ученической дисциплине.

Несколько лет назад о творениях череповчанина узнали поклонники живописи по всему миру. В знаменитой серии «Мастера живописи» одного московского издательства вышел персональный альбом Владимира Копылова. Его соседями по серии стали Илья Репин, Иван Айвазовский, Василий Перов и другие классики.

Как же художник подбирает (читай — оживляет) свои говорящие натюрморты? Однажды корреспондент «Речи» застал Владимира Копылова за работой — натюрмортом для художника стало содержимое кельи средневекового русского монаха, воссозданной музейщиками. Окно, на стене полотенце, на дубовом столе книга, свернутая рукопись, бутыль с чернилами и колоритные тяжелые вериги с крестом. В зале царит полутьма, общий свет выключен — роль монашеской лучины играет настольная лампа. От предметов падают замысловатые тени, которые Владимир Копылов тщательно переносит на холст.

«Хотя здесь и не изображен человек, зато душа человеческая обнажается, — говорит художник. — Взглянув на картину, сразу можно многое сказать не только о человеке, но и о нравах эпохи, в которой он жил. Предметы надо уметь слушать, они о многом могут рассказать». Каждая картина Владимира Копылова — маленький живой спектакль. Любой предмет, изображенный автором, имеет свой смысл, особую значимость.

«Владимир Леонидович Копылов из тех людей, которые особо чувствительны к совершенному, неравнодушны к тончайшим настроениям природы, к переменчивости ее образа, — подчеркивают в Выставочном зале. — Живописец, рисовальщик, колорист, создатель точных этюдов и картин, насыщенных музыкой. На его творчество во многом оказала влияние именно школа современных классиков, и среди жанров искусства им был избран русский реалистический пейзаж».

Череповчанин впервые ощутил силу искусства еще в детстве, оказавшись в мастерской известного череповецкого скульптора Алексея Щепелкина, автора череповецкой скульптуры девушки с корабликом. Будучи учеником младших классов, ходил в детскую изостудию, затем окончил художественную школу. Дальше были годы учебы в Тверском художественном училище. Одновременно с этим Владимир Копылов учился у народного художника России, тверского мастера натюрморта Вячеслава Шумилова.

Сергей Виноградов