Вас лечит врач или враг?

В Вологодской области в 2019 году против врачей возбуждено 21 уголовное дело. Новость о «враче-душегубе», который лечил-спасал, а пациент умер, моментально обрастает слухами. И все это превращается в масштабную истерическую акцию: «Всех врачей под суд!» Такую картину я все чаще наблюдаю в СМИ и социальных сетях. К слову, большинство приговоров суда носят оправдательный характер, но это уже не уберет ту червоточину, что плотно засела в головах.
А надо ли вообще судить врачей за профессиональную деятельность по уголовным статьям?
Я вспоминаю свой месяц в реанимации: после 10-го класса я работала санитаркой, чтобы проверить свои силы в возможной будущей профессии. За месяц я поняла, что сама врачом или медсестрой быть не смогу — слишком велика ответственность и слишком серьезна моральная нагрузка. Люди умирали по разным причинам: инфаркт, травма в ДТП, падение с высоты… И за каждого врачи и медсестры реально бились, но эта битва была крайне спокойна, деловита и незаметна постороннему.
Суета мешает принятию решения и в реанимации, и в поликлинике, и при вызове на дом. Любой человек — индивидуальность, особенно с точки зрения медицины. Врач порой обязан принимать решения, которые отходят от всевозможных стандартов и правил, прописанных чиновниками. Исход может быть разным: от полного выздоровления до смерти. Смерть — это всегда боль для каждого сопричастного. Но врач обязан не думать об этом. Так должно быть в идеале.
В реальности современный врач должен думать еще и о том, попадет или нет его решение под уголовную статью. Станут ли он и его коллеги обвиняемыми в громком судебном процессе. Люди, вы о чем? Вас кто лечит: врач или враг?
Мы любим оглядываться на опыт других стран, так вот, ни одному врачу в Европе или США не грозит уголовная ответственность за смерть пациента. Есть экспертное сообщество, которое решает, может ли врач продолжать работу или нет. Есть страховые кампании, которые оплачивают многомиллионные иски, материально наказывая медучреждение. Но личной уголовной ответственности нет. Исключение составляет лишь случай доказанного умышленного деяния. Но у нас, видимо, медработники все потенциальные вредители… Напоминает все это «дело врачей» из 1953 года: идем назад в прошлое?
Полина Удовиченко, специалист по связям с общественностью редакции газеты «Речь»
Популярное
