«Гимнастика мозга» помогает детям

Не знаете, что такое «думательный колпак», «горячие ладошки» и «медвежье покачивание»? Корреспондент газеты «Речь» тоже не знала, пока не познакомилась с опытом работы детского сада № 114. Здесь уже несколько лет используют интересную методику.

Что такое кинезиология

Уже четыре года в череповецком детском саду № 114 используется новая методика по улучшению здоровья и обучаемости детей — образовательная кинезиология.

В прошлом году череповецкие педагоги представили свой опыт на III Всероссийской конференции «Обу-чение на основе движения: целевые ориентиры, технологии, образовательные результаты». Сотрудники «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО» заинтересовались опытом работы череповчан и заключили с ними соглашение о сотрудничестве в рамках федеральной инновационной площадки, которой стали 10 череповецких детсадов. С 2018 года на базе детсада № 114 создан муниципальный ресурсный центр по внедрению методов образовательной кинезиологии.

Кинезиология — это дисциплина, изучающая мышечное движение человека во всех его проявлениях. Она вобрала в себя опыт остеопатии, гомеопатии, нейропсихологии, рефлексотерапии, мануальной терапии, лечебной физкультуры, акупунктуры. Образовательная кинезиология ищет способы улучшения процесса обучения через движение. Основным ее методом является комплекс упражнений «гимнастика мозга».

Что дает кинезиология детям

Упражнения «гимнастики мозга» направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. По утверждению авторов методики, их упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

В результате дети быстрее учатся читать и писать, у них снимается напряженность и усталость. Утверждают, что «гимнастика мозга» помогает избавляться от дисграфии и дислексии, повышает продуктивность обучения, расширяет возможности мозга. Часто эту методику применяют к детям с ДЦП, гиперактивностью, аутизмом.

26 простых упражнений

Для детей в детских садах и школах используется комплекс кинезиологических упражнений, которые за счет определенных движений активизируют работу мозга. В некоторых упражнениях используются элементы точечного массажа с активизацией биоло-гически активных точек.

К «гимнастике мозга» также относится и пальчиковая гимнастика.

— Мы используем для занятий с детьми 26 простых упражнений «гимнастики мозга», — рассказала газете «Речь» педагог-психолог детского сада № 114 Юлия Кузнецова. — Их можно делать в течение всего дня. Например, при упражнении «думательный колпак» мы с детьми разминаем ушки. Это дает прилив крови к голове, активизирует определенные зоны мозга. Или, например, упражнение «перекрестный шаг» делаем на утренней зарядке. Локтем правой руки нужно дотянуться до поднятого колена левой ноги, левым локтем — до правого колена. Это гармонизирует работу полушарий мозга. Главное, что самим деткам гимнастика очень нравится.

«Гимнастикой ума» дети занимаются на утренней зарядке, на физкультминутках между занятиями, во время гимнастики пробуждения и на прогулках. Главные требования — движения и приемы гимнастики нужно выполнять точно, в системе и в определенной последовательности. Кстати, «гимнастику мозга» не рекомендуется делать перед сном.

Через два года подведут итоги

Педагоги и родители уже отметили положительные изменения в познавательной активности детей. Комплекс кинезиологических упражнений применяется в детском саду вместе с другими здоровьеформирующими и здоровьесберегающими технологиями. Это позволяет детям легче усваивать образовательную программу и даже облегчает период адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Сейчас обучение новой методике на базе 114-го детского сада прошли более 500 педагогов из 59 дошкольных учреждений города.

— Так как мы являемся федеральной площадкой по апробации методики, то два раза в год направляем нашим кураторам в «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»  наработанные методические материалы, конспекты комплексов упражнений, которые разрабатываем вместе с педагогами других детсадов, — рассказывает Юлия Кузнецова. — До 2021 года в нашем городе на базе 10 детских садов будет проходить апробация методики, а затем мы подведем результаты по ее эффективности.

Жанна Газзаева