35media.ru

Троллейбусы и трамваи исчезают

В том, почему в одних городах электротранспорт исчезает, а в других набирает популярность, разбиралась «Российская газета». По мнению экспертов, поддержка трамвайного и троллейбусного движения на федеральном уровне решит многие экономические задачи.

Одним из первых городов России, где исчез электротранспорт, стал Архангельск. В 2004 году перестал курсировать трамвай, а спустя четыре года закрылось троллейбусное движение. Позднее закрылось движение трамваев в Астрахани, Карпинске, Шахтах, Иванове. Потом были ликвидированы трамваи в Рязани, Воронеже, Твери, Дзержинске и других городах. Троллейбусное движение за последние 10 лет прекратилось в Тюмени, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани; весной этого года исчезли троллейбусы с улиц Перми.

Но есть города, в которых о закрытии общественного электротранспорта не помышляли. Это Краснодар и Уфа, Екатеринбург и Нижний Тагил, Самара и Санкт-Петербург. Как утверждают эксперты, опыт городов, сохранивших электротранспорт, свидетельствует о том, что наличие уже существующей инфраструктуры троллейбуса и трамвая делает невыгодным отказ от них в пользу автобусов и маршруток.

При этом специалисты действительно считают троллейбус умирающим видом городского транспорта. В развитых странах троллейбус стал экзотикой. А вот трамваи — наоборот, самый перспективный вид городского транспорта, в том числе и с точки зрения новых моделей, который сейчас бурно развивается за рубежом.

Беда в том, что трамваи дорогие, и их не потянут бюджеты небогатых городов. Электробусы также дорого стоят и слишком зависимы от климата. Дело в том, что хотя литий-ионные батареи питания и обеспечивают работу двигателя, но их не хватает на обогрев салона. Для этого необходимо ставить второй двигатель.

В целом без сильной федеральной поддержки задача сохранения и развития электротранспорта нерешаема. Между тем такая поддержка способна выстрелить сразу по всем целям, обозначенным в указах президента: это и национальное машиностроение с его экспортными возможностями, и городская среда. Ведь за развитием технологичного сегмента российского машиностроения следует вывод транспортной системы городов из глубокого кризиса.

Андрей Савин