Сказка наоборот

«Хотелось бы пожелать родителям ребят без проблем со здоровьем больше обращать внимание на своих детей, на то, что у них есть: не воспринимать это как должное, а радоваться. И больше уделять времени своему ребенку. Важно ценить то, что имеешь в данный момент», — этот мудрый совет мамам и папам дает череповчанин Тимофей Сафронов. Его личная отцовская эстафета началась шесть лет назад, когда родился сын. Когда мальчику было два года, родители поняли, что с малышом «что-то не так».

«Пойми меня». Проект с таким названием появился в Череповце чуть менее полутора месяцев назад, когда администрация детского сада № 131 предложила отцам своих воспитанников поучаствовать в областном конкурсе социальных проектов «Папина эстафета. Мужское дело».

Детсад № 131 — учреждение компенсирующего вида. Организаторы проекта «Пойми меня» о своих целях рассказывают так:

«Человеку с ограниченными возможностями здоровья часто приходится сталкиваться с непониманием, игнорированием, насмешками, обвинениями, отвращением и даже агрессией в свой адрес. Происходит это зачастую из-за негативных стереотипов, сложившихся в обществе, и отсутствия реального опыта взаимодействия между людьми с ОВЗ и людьми без ОВЗ. Мы хотим научить других понимать и принимать людей с ОВЗ и для этого планируем проведение ряда игровых и образовательных мероприятий».

Автор идеи — Тимофей Сафронов. У его шестилетнего сына Серафима неврологические и ментальные заболевания. Узнав о «Папиной эстафете», Тимофей понял: это отличный шанс попробовать что-то изменить; и начал, как он сам выразился, собирать «ядерную группу отцов-активистов».

Проект состоит из ряда мероприятий, которые объединены в марафон толерантности. Это встречи, часть которых проходит в детсаду, когда приглашенные гости-участники приезжают, часть — на выезде. Основная аудитория — школьники и воспитанники детских садов. На мероприятиях гостям в игровой форме показывают, каково приходится людям с ОВЗ в повседневной жизни: завязывают глаза, сковывают движения рук и т. д.

— А как можно «изобразить» ментальные нарушения? — спросила я у Тимофея Сафронова.

— Самый простой пример — это прочитать сказку наоборот. То есть каждое слово читается задом наперед, а слушатели должны попробовать угадать, что это за сказка. Таким образом мы пытаемся, в том числе, донести до слушателей — как непросто приходится людям, у которых затруднено восприятие обращенной к ним речи.

Не менее важная часть мероприятий — командные игры и развлечения, в которых наравне участвуют и дети с ОВЗ, и ребята с обычным здоровьем.

Поначалу врачи уверяли Маргариту и Тимофея Сафроновых, что с их сыном все в порядке. Только участковый врач посоветовала обратиться к неврологу, тот успокоил: просто мальчик рослый, и нервная система «не успевает» за ростом тела, скоро все нормализуется.

— Когда вы четко поняли, что с сыном что-то не так?

— Когда Серафиму было два с половиной года, на утреннике (мы тогда ходили в другой детский сад) его поведение очень отличалось от поведения других детей. После этого мы начали активно ходить по врачам.

Окружающие иногда не относятся с пониманием к ребенку, который не всегда может стоять спокойно, дергается, порой устраивает истерики. Некоторые незамедлительно отчитывают родителей за плохое воспитание, дают советы. Правда, когда мать или отец объясняют, что у ребенка есть инвалидность, большинство искренне извиняются.

— Мы хотим убрать пробел в знаниях, показать правильный образ человека с ОВЗ — показать, что это точно такой же человек, только у него нет, к примеру, зрения или слуха или он по тем или иным причинам плохо себя контролирует, но у него точно такие же желания, стремления.

Один из родителей, участвующих в проекте, признался Тимофею, что поначалу скептически относился к идее.

— Но после того, как он поучаствовал в качестве ведущего на встрече с третьеклассниками и увидел реакцию детей, он понял, что надежда есть. И надежда эта связана в первую очередь именно с детьми. У взрослых, как правило, уже есть стереотипы и рамки, в которых они живут, и сломать это намного сложнее. А у детей таких рамок пока еще нет.

Постепенно разговор подошел к теме стереотипов об отцах.

— Получается парадокс, — говорит Тимофей. — С одной стороны, сейчас много говорится о том, что отец должен участвовать в жизни ребенка, матери это тоже поддерживают. С другой стороны, сами мамы зачастую не доверяют ребенка отцу — считают, что папа не сможет, скажем, покормить ребенка или сделать с ним уроки. Я уже молчу про стереотипы, превратившиеся в анекдоты, — про отцов, которые путают детей в детском саду. Люди очень удивляются, когда на больничный с ребенком садится не мама, а папа, это я знаю по себе. Врачи обычно смотрят широко открытыми глазами и спрашивают: «А где мама? А кто нам все расскажет про ребенка?» — «Я расскажу». После этого — немая сцена. Иногда даже в больничной карточке пишут: «Мать по уходу за ребенком», притом что на больничном отец. Я к этому отношусь с юмором, но знаю отцов, особенно отцов-одиночек, которых это задевает.

Сафроновы вместе гуляют, ходят в развлекательные центры, смотрят кино. Родители читают Серафиму книжки, ему это очень нравится. Также он любит комиксы о супергероях и просто обожает все, что связано со «Звездными войнами». Мальчик — настоящий актер, часто разыгрывает сцены из фильмов.

— Любой ребенок для своих родителей особенный. Любой родитель хочет для ребенка сделать все, что сможет, и думаю, в данном случае мы — родители особенных детей — ничем не отличаемся от родителей других детей. Возможно, мы просто немного больше понимаем ценность каждого нового шага ребенка. У меня, допустим, сын буквально этим летом научился кататься на велосипеде, на самокате. Для нас с женой это было большое достижение, большая радость. На лыжах он прошлой зимой научился ходить, это тоже был большой прогресс. Он говорит в основном простыми предложениями, и нас радует, когда в его словарном запасе появляются новые слова, когда он начинает строить более сложные предложения. Каждый такой момент для нас является очень важным, мы всегда его отмечаем, запоминаем. Поэтому хотелось бы пожелать — особенно родителям ребят без проблем со здоровьем — больше обращать внимание на своих детей, на то, что у них есть: не воспринимать это как должное, а радоваться. И больше уделять времени своему ребенку. Важно ценить то, что имеешь в данный момент.

Конкурс «Папина эстафета. Мужское дело» практически завершен, но по замыслу создателей «Пойми меня», их проект на этом не закончится. Мероприятия продолжат проводить, и если у вас есть желание устроить такую встречу, например, со своим классом (классом своего ребенка), группой детсада, однокурсниками или вовсе рабочим коллективом, вы можете обратиться к администрации детского сада № 131 или связаться с организаторами через группу «Пойми меня» в соцсети «ВКонтакте».

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»