35media.ru

«Золотая маска»: аншлаг в Череповце

В Череповце с аншлагом прошли спектакли «Золотой маски». В субботу и воскресенье на сцене Дворца химиков горожане увидели постановку «Мастерской Петра Фоменко» по пьесе Островского «Волки и овцы». «Речь» поговорила с исполнителями главных ролей.

В этом году у фестиваля «Золотая маска» четвертьвековой юбилей. А у череповецких театралов свой маленький юбилей — в десятый раз спектакли «Золотой маски» приезжают в наш город. Показы проходят при поддержке компании «Северсталь» и мэрии, на всех спектаклях — аншлаг, и билеты в кассах разлетаются за считаные дни.

Завершил «Золотую маску» в этом году спектакль «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского. Пьеса небольшая, прочитать целиком ее можно за те же три часа, что идет спектакль. Но исполнитель одной из главных ролей — толстого и добродушного Петра Лыняева — Алексей Колубков говорит, что это одна из его любимых пьес Островского. Не широко известные «Гроза», «Бесприданница», а, как ни странно, «Волки и овцы».

Это один из самых любимых зрителями и давних спектаклей «Мастерской Петра Фоменко» — режиссер поставил его еще в начале 90-х годов. Есть телеверсия спектакля, в разное время в постановке играло множество известных актеров, в их числе сестры Полина и Ксения Кутеповы. Неизменно, как говорит Алексей Колубков, зрители встречают аплодисментами сцену соблазнения Лыняева бедной родственницей богатой помещицы Глафирой. Ее роль играет Галина Тюнина.

Перед пресс-конференцией, на которую, как обещают, «сама Галина Борисовна придет», немного боязно. Галина Тюнина, известная по ролям Ольги в «Дозорах», Веры Буниной в «Дневнике его жены», представляется человеком строгим и суровым. Такой она и выходит к телекамере, говорит, что не может стоять далеко от спрашивающих журналистов, на вопросы отвечает живо и сразу же готова вступить в полемику и отстоять свое мнение. Как говорится, «может с уроков отпустить, может из школы исключить». Но уже через пять-шесть минут она становится другой — более открытой.

— Мне кажется, что театр за скоростью жизни не успевает — и не должен этого делать. Театр в каком-то смысле притормаживает людей, заставляет их оглядываться назад, — говорит она.

Отвечая на вопрос, чем современному зрителю интересен Островский (ну о чем новом могут человеку XXI века рассказать интриги каких-то купцов, помещиков?), Галина Тюнина отвечает, что «люди за двести лет не изменились».

— Их проблемы остались теми же самыми. Они стали более восприимчивы к теме денег и теме любви, которая остается основополагающей для человека. Меняются не люди, а скорость. Сейчас люди очень «скоростные», и иногда на этой скорости мы проскакиваем мимо тех вещей, мимо которых бы не проскочили какое-то время назад. Человек привык получать за одну секунду невероятное количество информации, — размышляет Галина Тюнина.

Как справиться с непрерывным потоком информации, который льется из телефонов, компьютеров, телевизора, радио, которое слушаешь по дороге на работу? Галина Тюнина говорит, что для восприятия нужной информации требуется покой и возможность погрузиться полностью в какую-то определенную тему. Помогает искусство. И речь не только о театре. Актриса говорит, что нужно много читать — и обязательно перечитывать уже прочитанное, и делать это вдумчиво. И с Островским это делать нужно обязательно.

Сюжет комедии «Волки и овцы» можно пересказать в нескольких словах. У богатой помещицы Мурзавецкой есть племянник, оболтус и любитель отдохнуть в трактире. Беден, конечно. Тетка мечтает сосватать его за богатую соседку, молодую вдову Купавину. Но на ту уже положил глаз гость из столиц Беркутов. Вернее, не на нее, больше всего Беркутова интересует имение Купавиной, а в любовных письмах он особенно сосредотачивается на просьбах к возлюбленной не продавать лес, доставшийся от мужа в наследство.

У Мурзавецкой есть бедная родственница Глафира, еще недавно она вела светскую жизнь в Петербурге, а сейчас носит только черное и всем говорит, что мечтает уйти в монастырь. Но и Глафира не так проста: на самом деле она мечтает не о келье, а о том, как заполучить в мужья богатого барина Лыняева. А Лыняев сопротивляется — он давно решил никогда и ни за что не жениться. Это в его уста драматургом вложены слова, что в мире есть только «волки» и «овцы», но он не хочет относиться ни к одному из этих типов.

Казалось бы, в этой истории нет ни намека на любовь. Разве что на любовь к деньгам. Но с этим категорически не согласны ни Галина Тюнина, ни Алексей Колубков.

— Любовь в этом спектакле есть, ведь она есть всегда и во всем. Не бывает чистых типов «волков» и «овец». Есть грань, когда человек может открыть другого человека. Пусть Глафира и Лыняев — пара комическая, но в ней есть и нежность, и внимание. И кто кого ловит, кто волк, кто овца? Понятие об этом меняется каждую секунду. И Глафира тоже попалась в круг этого человека. А Лыняеву с ней повезло — она будет о нем заботиться, беречь его. Он человек добродушный, хороший, открытый, и Глафире сначала хотелось денег, а приобрела она намного больше, — говорит Галина Тюнина.

Алексей Колубков признается, что он похож на Лыняева. Например, тем, что сам не женат.

— Как в пьесе нет любви? Кто вам сказал? — удивлен он. — А Евлампия Купавина и Беркутов? А Лыняев и Глафира? Помните сцену, когда Мурзавецкий приходит домой и говорит Глафире: «Кузина, поклон вам от Лыняева»? Думаете, он это придумал? Даже несмотря на то, что Лыняев не хочет жениться, но зачем-то поклоны Глафире передает!

Когда мы разговаривали с актерами в субботу вечером, город они посмотреть не успели. Алексей Колубков, например, доехал от гостиницы до Дворца химиков на трамвае, но в ноябрьских сумерках увидел только свет фонарей. Однако свое мнение о зрителях, которые живут не в Москве и не в Питере, у актеров есть, и оно положительное.

— Московский зритель капризнее, искушеннее. Но в городах, которые отдалены от Москвы, более цепкий интерес к театру, к тому, что происходит в культурном центре, и к тем, кто приезжает оттуда. Искушенные зрители не могут так радостно воспринимать театр, как это делают в Череповце, в Ижевске, в Нижнем Новгороде — ведь все эти города с большой театральной культурой. Здесь у людей есть большая потребность видеть на сцене классику — и Островского, и Толстого. Ведь классика всегда современна, — так закончила интервью Галина Тюнина.

Алена Сеничева