Почему электронный больничный удобнее бумажного?

Электронный лист нетрудоспособности (ЭЛН) для одних — явление диковинное и неприемлемое, а для других — нормальный прогрессивный шаг к комфорту и оперативности в медицинском обслуживании пациентов. Он появился почти два с половиной года назад. Тем не менее добрая половина пациентов и не слыхала о таком «чуде» компьютерных технологий. Что это такое? Как получить электронный больничный и в чем достоинства, разбирался «Голос Череповца».

Удобен всем

Электронный больничный введен в России с 1 июля 2017 года. Сделано это для удобства и пациентов, и медиков. Его выдают при временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам. В электронном виде оформить больничный могут и в поликлинике, и в больнице. При этом пациент сам выбирает, получить ли привычную голубую «бумажку» либо просто номер документа, занесенного в электронную программу.

На Вологодчине череповецкая поликлиника № 7 стала одним из двух медучреждений (второе — Вологодская городская больница № 2), которые первыми внедрили виртуальный бюллетень в свою практику.

— Для нас стало значительно проще, — говорит главный врач поликлиники № 7 Евгения Смирнова. — Потому что не требуется времени на распечатку бумажного бланка и подгонку принтера под графы бланка, чтобы информация четко попадала в ячейки на листе. Не требуется переделывать бланки, информация в которых не попала в эти ячейки. Нет таких технических повреждений бланка, как заломы, разрывы или замятие листа.

Кроме того, сотрудникам лечебного учреждения не нужно ездить в Вологду за чистыми бланками, а потом изыскивать места для их хранения.

Евгения Сергеевна считает, что электронный лист нетрудоспособности имеет массу преимуществ для всех сторон. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии Фонда социального страхования (ФСС) через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.

— Работодатель находит своих работников по их СНИЛС в программе ФСС. Мы выгружаем все данные ежедневно в соответствующую программу, и в этот же день они идентифицируются уже и у работодателя, и у ФСС, — поясняет главврач.

Не порвать, не потерять

Электронный лист нетрудоспособности имеет ту же юридическую силу, как и его целлюлозный «собрат». То есть соответствующие выплаты по больничному работник получит однозначно.

В чем же преимущества ЭЛН для пациентов?

  1. Больничный в электронном виде не потерять, не повредить и не испортить. Технология его выдачи не предполагает его распечатку. Пациенту выдают талон с уникальным номером. Он не является документом строгой отчетности, его необязательно передавать работодателю — достаточно назвать номер.
  2. В ЭЛН не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС.
  3. Врач оформляет больничный прямо в кабинете — заболевшему не нужно идти в кабинет выдачи листков нетрудоспособности. После выписки специалист подписывает электронный документ квалифицированной электронной подписью с указанием периода, причины нетрудоспособности и других необходимых нюансов для ФСС.
  4. Работник может в любой момент проверить статус своего больничного в личном кабинете на сайте ФСС и на портале «Госуслуги.ру».

Как получить ЭЛН
Перед выбором электронной формы рекомендуется уточнить на работе, реализована ли там поддержка ЭЛН.
Чтобы стать обладателем электронного больничного, нужно:

  • сообщить о желании получить цифровой документ (он оформляется с письменного согласия пациента);
  • заполнить соответствующую форму заявления, не забыть сообщить медикам СНИЛС;
  • виртуальному больничному присвоят уникальный код, по которому документ можно найти в личном кабинете ФСС;
  • пациент получит талон с номером больничного для работы с ним в личном кабинете, который он сообщит бухгалтеру на своем предприятии.

Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.

— Есть ли какой-то норматив явок пациента к врачу внутри больничного?
— Все индивидуально. Частоту и количество медосмотров определяет врач. Есть только одно ограничение: пациент должен быть осмотрен не реже одного раза в 15 дней. А внутри 15 дней врач может пригласить пациента с любой периодичностью. В зависимости от вида заболевания, необходимости коррекции лечения и наблюдения за динамикой состояния. Например, листок нетрудоспособности может быть выдан на 15 дней, но явки в эти дни могут назначаться и через день. Если пациент не приходит, то ему выставят нарушение режима.

Убедить работодателя

По наблюдениям специалистов медучреждений, на ЭЛН охотнее соглашаются молодые пациенты. Старшему поколению принять новацию непросто. Евгения Смирнова отметила, что доля электронных листков нетрудоспособности составляет 66 % от всех выданных больничных в поликлинике.

— Как проходил процесс внедрения нового сервиса?
— Электронными листами нетрудоспособности мы пользуемся с 2017 года. Сейчас, благодаря интенсивной деятельности департамента здравоохранения области и Фонда социального страхования по информированию пациентов и трудовых организаций, работа в этом направлении значительно облегчилась. А поначалу процесс нельзя было назвать простым. Передовиками быть оказалось тяжело. Потому что нововведению сопротивлялись практически все — и работодатели, и работники, — говорит главврач. — Практически по каждому электронному листку приходилось проводить индивидуальную работу, так как работодатели отказывались их принимать. Я, будучи председателем врачебной комиссии, созванивалась с конкретной организацией, учреждением и Фондом социального страхования, связывала их. Фонд начинал работать с работодателем — разъяснять, убеждать.

Евгения Сергеевна вспоминает, что работодатели поначалу с трудом воспринимали новую технологию, так как считали, что потребуется новое оборудование для работы с ЭЛН или новое программное обеспечение, а это, соответственно, потянет за собой дополнительные траты.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»