Наряду со снижением грамотности детей специалисты отмечают невероятный рост речевых нарушений
Родители малышей при встрече чаще всего спрашивают друг друга: «Ваш уже говорит? Сколько слов? А какие?» При этом не все мамы и папы знают, что именно от них на первом этапе зависит, как складывается речь их ребенка. «Голос Череповца» отправился к Елене Макарцевой, логопеду Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, чтобы понять, когда родителям стоит, а когда не стоит тревожиться по поводу речевого развития детей.
Родитель, говори правильно
Как поясняет специалист, от позиции родителей зависит динамика развития речи ребенка. Они могут организовать правильное общение со своим малышом, изменить что-то в условиях воспитания, стимулировать инициативность детских высказываний, мотивировать общение и в случае необходимости сотрудничать со специалистами (логопедом, психологом, неврологом).Многих родителей беспокоит, что их ребенок мало говорит или не говорит вообще. Но, как поясняет логопед, немало детей, у которых слова «складываются» в пассивный словарь. Дома их понимают без слов, поэтому речевая практика им особо не требуется. А приходя в детский сад, они начинают говорить: им надо, чтобы их понимали.
— После шести лет речевые патологии закрепляются. И это влечет за собой проблемы чтения, письма, когда нужно усваивать правила орфографии, а ребенок еще не усвоил последовательность звуков в слове. А кроме того, звуки еще нужно в буквы перевести, — говорит Елена Викторовна. — И исправлять речевые нарушения в школе становится очень и очень сложно. Как минимум не хватает времени. Перед ребенком стоят другие задачи, и работа над речью становится дополнительным заданием.
Виды нарушений речи
Логопед пояснила, что нарушения речи встречаются у детей разного возраста и проявляются по-разному. Это могут быть трудности произношения отдельных звуков в связной речи, отсутствие фразовой речи как таковой, наличие единичных лепетных слов и звукоподражаний («ав», «ням» и т. д.). И если неблагополучие в речевом развитии ребенка выявлено в дошкольном возрасте, то и скорректировать его будет легче.
Какие нарушения речи у дошкольников возникают чаще всего?
- Нарушение звукопроизношения: неправильное произношение одного звука в пределах какой-то данной группы, например звуков «р» — «рь» или шипящих звуков.
- Фонетико-фонематические нарушения: ребенок не только произносит звук с дефектом, но и не улавливает артикуляционной и акустической разницы, например по звонкости-глухости или твердости-мягкости. И уже в школе возникают трудности с обозначением твердого или мягкого звука.
- Общее недоразвитие речи, у которого есть три уровня.
- Активный словарь практически не сформирован и состоит из звукокомплексов и подражаний (собака — «гав», кушать — «ням»). Присутствует многозначность употребляемых слов: ребенок одним словом называет несколько предметов, действий. Например, «туй» — стул, сидеть; «пать» — кровать, спать. При этом ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь. «В три года еще рано бить тревогу, а если это сохраняется после четырех лет, то стоит обратиться к специалисту», — отмечает Елена Макарцева.
- Появляются простые предложения. Ребенок строит короткие фразы, но слоговая структура нарушена. Он пропускает слоги или произносит только один слог, как правило, ударный: «пика» — пирамидка, «ба» — собака. Или могут быть грамматические ошибки в согласовании прилагательных с существительными, пропуск предлогов, ошибочное употребление падежных форм. Например, «касный асина» — красная машина.
- Появляются распространенные предложения, но присутствуют элементы грамматических нарушений. Ребенок с трудом образовывает прилагательные от существительных: «сок из яблок» — «яблочный». Неправильно употребляет окончания и согласование слов. Нарушен звуковой анализ и синтез — ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, с трудом подбирает картинки на заданный звук.
К школе готов
Один из показателей готовности ребенка к обучению в школе — это речевая готовность. О ней говорят:
- Сформированность звукопроизношения, когда присутствуют все группы звуков. При этом нет ни замен, ни искажения речи.
- Сформированность фонематических процессов. Ребенок владеет навыками звукового анализа, то есть может назвать первый/последний звуки, перечислить их по порядку.
В качестве тренировки можно поиграть в игру «Найди звук». По заданию взрослого ребенок называет звуки в слове. Например, «Назови второй звук в слове «книга». Какой звук стоит перед ним? После него?»
3. Достаточный словарный запас. Ребенок должен подбирать родственные слова, антонимы, синонимы.
Тут полезно поиграть в игру «Подбери слово». Взрослый просит ребенка подобрать подходящее слово к заданному. Пример диалога:— Сегодня идет снег. Значит, день сегодня какой?— Снежный.— Что можно слепить из снега?— Снеговика.— Как зовут внучку Дедушки Мороза?— Снегурочка.Таким образом, ребенок составляет цепочку родственных слов: снег — снежный — снеговик — снегурочка.
Для тренировки в подборе антонимов пригодится игра «Наоборот». Взрослый называет слово и спрашивает, как будет наоборот. Например, «большой» — «маленький», «сладкий — соленый» и т. д.То же и с тренировкой в подборе синонимов. Вариант задания: «Под большим деревом собрались звери. Слово «большое» потерялось. Вставь вместо него похожее слово (например, огромное, гигантское и т. д.)».
Инна Анохина, газета «Голос Череповца»