35media.ru

Зрители на сцене, актеры босиком на песке

Зрители сидят на сцене, актеры играют в манеже размером с песочницу при свете двух прожекторов — один в лицо, другой в макушку. Полтора часа четыре артиста рассказывают историю двух семейных пар, играя героев в молодости, зрелости и старости.

В среду и четверг в Камерном театре прошла премьера спектакля «Иллюзии» (16+), поставленного по произведению современного российского драматурга Ивана Вырыпаева. Пока спектакль видели лишь 200 человек (на сцену много кресел не поставишь), но приняли его восторженно.

«Иллюзии» могут стать вехой в истории Камерного театра и открыть так называемую малую сцену, существующую во многих театрах для экспериментов и новой актуальной драматургии. «Камерный театр показал, что он может быть разным», — сказал после премьеры директор театра Леонид Лавров.

«Иллюзии» выросли из читок лаборатории современной драматургии «Четыре Че», не так давно открытой в Камерном театре. Молодые актеры и начинающие режиссеры театра время от времени собирают единомышленников и читают по ролям пьесы современных авторов, зачастую своих ровесников. Зрители этих читок отмечают, что повседневная одежда актеров и листы бумаги в их руках отвлекают лишь в первые пять минут, а потом с головой ныряешь в сюжет и диалоги.

Во время читок «Иллюзии» были хорошо приняты публикой — и перекочевали на подмостки. На большой сцене Камерного театра появился компактный манеж с пляжным песком вместо пола. Четыре актера, причудливо одетые и загримированные (вероятно, под бродячих комедиантов) и босиком, рассказывают историю о том, как прожили свои жизни две семейные пары, дружившие на протяжении многих лет.

Важные сцены и судьбоносные объяснения перемежаются с житейскими эпизодами и забавными случаями. «А теперь мы расскажем, как умер Денни», — просто и без фанфар объявляет один артист. А другой так же обыденно повествует об этом. Но в маленьком зале повисает такая звенящая тишина, что гул машин с Советского проспекта кажется голосом космоса. Можно ли растрогать людей чужой трагедией без заламывания рук и отрепетированного воя? В Камерном театре доказали, что можно. Ведь театр — это внятно рассказанная история, и ничего больше.

Режиссером «Иллюзий» стал Михаил Комарицких, несколько лет назад приехавший в Череповец из Челябинской области. Он рассказал «Речи», что свел зрителей и публику на сцене для создания особой камерной атмосферы. Участники постановки вполне обыденным языком доверительно рассказывают зрителям истории о жизни простых людей. На большой сцене пришлось бы кричать. А тут зритель слышит не только слова, но и дыхание актера. Да и слеза, мелькнувшая в краешке глаза, от публики не ускользнула.

«Как добивались такого эмоционального состояния актеров? Много разговаривали, причем не только о произведении, но также о любви, взаимоотношениях, — сказал Михаил Комарицких. — Пытались понять, какие смыслы автор закладывал. И естественно, приходилось вспоминать свою жизнь и находить какие-то точки соприкосновения с текстом. Но главное, мы пытались понять, зачем выходить на сцену с этой пьесой».

После премьеры артисты, не смыв грим, остались в своем манеже для обсуждения спектакля с публикой. Не менее половины зала захотели продолжить театральный вечер беседой с актерами, которая обещала быть не менее захватывающей, чем спектакль. На два премьерных показа билеты была распроданы задолго до спектакля, «Иллюзии» вернутся в афишу в декабре.

Мы поинтересовались у режиссера, знает ли драматург Иван Вырыпаев о череповецком спектакле. По словам Михаила Комарицких, Вырыпаев, будучи сам известным режиссером, не любит смотреть чужие постановки собственных текстов. Однако в Камерном театре планируют отослать автору видеофрагмент постановки. Кто знает, вдруг проникнется и приедет посмотреть. Впрочем, возможно, это лишь иллюзии.

Сергей Виноградов