В этой рубрике мы знакомим читателя с теми событиями, которые происходили в Череповце ровно столетие назад — в 1919 году. Окунуться в прошлое нашего города позволили статьи и заметки, опубликованные в газете «Коммунист», преемницей которой стала «Речь».
Продолжаются тяжелые бои на Петроградском фронте. Приехавший из Петрограда товарищ сообщил, что коммунисты череповецкой организации, отправившиеся 21 октября, распределены по разным частям действующих боевых отрядов и что почти все участвовали в боях и некоторые уже ранены. Так, ранен осколком снаряда в бок и находится в госпитале т. Тимохин, легко ранены т. Березкин и Тим. Чернышев.
15-летний гражданин деревни Тимошино Белозерского уезда А.Д. Круглов подал в губком партии заявление о принятии в РКП(б):
Пишут, что в Эпидемическом бараке на Андреевке до сих пор нет электрического освещения; керосину не дают, в то время как клубы и театры залиты электрическим светом. Здесь, где нужна ежеминутная помощь, в забытом бараке лежат тяжелобольные 12 часов в сутки в потемках.
А Комгорхоз тем временем сообщает: вследствие порчи одной из главных машин электрической станции и отсутствия резерва произведено выключение около половины нагрузки сети. Граждан и учреждения, в коих свет выключен, просят не утруждать себя ходатайствами о включении, так как до отремонтирования машины свет абсолютно не может быть дан.
Ввиду начинающихся заморозков срочно необходима разгрузка пяти судов с дровами, поставленных на реке Ягорбе и назначенных для потребности населения. Не принявшим участие в разгрузке отпуск дров будет прекращен.
Череповецкая трудовая коммуна намерена отныне давать блага (электричество, землю, огороды, дрова и проч.) только тем организациям и лицам, которые участвуют на общественных работах по устройству города.
Одновременно выходит объявление: ввиду срочной и важной работы по постройке обуви для Красной армии, производимой в национализированной фабрике (быв. Черняева), все работающие на означенной фабрике освобождаются от всяких общественных работ на все время исполнения ими военного заказа.
23 октября Губернская чрезвычайная комиссия рассматривала дело сотрудника ЧК Дмитрия Хлопачева. Он обвинялся в вымогательстве под угрозой оружия, краже золотого кольца во время производства обыска, в незаконном требовании с угрозами, в самовольном наложении 2000 рублей штрафа и присвоении такового, в ряде незаконных требований с крестьян. Хлопачев приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 31 октября в 12 часов ночи.
Андрей Савин