35media.ru

Исторические уроки братьев Верещагиных

Сегодня мы отмечаем 180-летие со дня рождения Н.В. Верещагина — ученого, изобретателя, создателя молочной промышленности России. А завтра исполняется 177 лет со дня рождения его брата, выдающегося художника В. В. Верещагина.

Создатель молочной промышленности

Николай Васильевич гениально предвидел, что в северных губерниях России и в Сибири выгодно заниматься молочным животноводством. Причем значительная часть молока должна подвергаться переработке, то есть из него необходимо делать масло и сыр, которые стоят намного дороже, при этом на них имеется постоянный спрос как в России, так и в Европе.

Н.В. Верещагин не только овладел передовыми европейскими технологиями по производству сыра и масла, но и сам изобретал рецептуры. Трудно поверить, что один человек смог проделать такой большой объем научной, технологической, организационной и общественной работы. В своем фундаментальном труде о Николае Верещагине Анатолий Викторович Гутерц написал: «Современники признавали заслуги Николая Васильевича Верещагина в развитии сельского хозяйства, ценили самоотверженность и деятельную любовь к ближнему, но только теперь стал рисоваться подлинный облик большого общественного и государственного деятеля».

Таким образом, во второй половине XIX века на практике было показано, что высококачественный продукт с большой добавленной стоимостью приносит значительно большую прибыль как производителям, так и государству, чем продажа исходного сырья. Увы, исторические уроки часто игнорируются…

Следующий важный урок, который преподносит нам Н.В. Верещагин, заключается в том, что вложения в освоение и развитие новых технологий, в обучение кадров многократно окупаются. В 1871 году Николай Васильевич добился финансирования и открыл в селе Едимоново Тверской губернии молочную школу, которая сыграла важнейшую роль в создании молочной промышленности России. После того как Николай Васильевич организовал в северных губерниях России и Сибири производство масла и сыров, Россия вышла в лидеры по экспорту масла.

Третий урок связан с тем, что масло и сыры, которые делали Николай Васильевич и его ученики, были, говоря современным языком, экологически чистыми продуктами. Именно такие продукты сейчас востребованы во всем мире. В Вологодской области и во многих других регионах страны имеется главный компонент для производства натуральных и полезных продуктов — экологически чистые земли. Это важное конкурентное преимущество.

Четвертый урок Николая Васильевича состоит в том, что он научил сельских жителей объединяться в артели для совместного производства. В 1866 году в селе Отроковичи Корчевского уезда Тверской губернии создается первая артельная сыроварня в России для производства «…лучшей доброты сливочного масла и сыра». Сельские жители получили возможность производить сыр и масло, которые дольше хранятся, их можно перевозить на большие расстояния, продавать в обеих столицах Российской империи и в Европе. Для многих крестьян северных губерний России и Сибири участие в артелях стало спасением от бедности. А разве сейчас у сельских жителей, небольших фермерских хозяйств нет проблем с реализацией своей продукции? При условии объединения в сельхозкооперативы или создания небольших совместных производств сельчанам легче перерабатывать и продавать свою продукцию, легче наладить производство экологически чистых продуктов.

Н.В. Верещагин подарил российскому народу технологии производства высококачественных продуктов питания, улучшил экономическое положение крестьян, страна стала крупным экспортером масла и сыра в Европу. Результатом трудов Николая Верещагина стало создание молочной промышленности огромной страны, в которой до него никакой пищевой промышленности не существовало!

«Передо мною Война, и я ее бью»

Младший брат Николая Васильевича, художник Василий Верещагин родился 26 октября 1842 года. Творчество нашего великого земляка явилось уникальным культурным наследием не только для России, но и для мировой художественной культуры. Его выставки в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Вене, Берлине, Нью-Йорке, Чикаго и других крупных центрах Старого и Нового Света привлекали беспрецедентно большое количество посетителей. Ни одному русскому художнику при жизни зарубежная пресса не уделяла столько внимания.

Верещагин осуществил переворот в искусстве, в батальной живописи, которая прославляла завоевательные войны и воспевала их инициаторов. Он раскрыл истинную сущность войн, показал ужасные преступления, результатом которых стала бессмысленная гибель десятков тысяч людей.

Верещагин всю жизнь проводит в разъездах, для него как будто не существует границ: Европа, Азия, Америка — он жил, словно не ощущая гнета жизненных правил и житейских обстоятельств. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, — в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это «бывалый человек», привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.

Верещагин никогда не писал по заказу, он более всего боялся потери независимости. «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным» — Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими. В русском искусстве он стоит особняком, не ищет и не принимает ничьих наград, поскольку считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».

Он много работает и в литературе: пишет автобиографическую прозу, воспоминания, путевые очерки, статьи об искусстве, активно выступает в прессе. Особенный резонанс приобретают его статьи против войн, в поддержку движения за их прекращение.

В ночь на 9 февраля 1904 года начинается война с Японией, и Василий Васильевич считает своим долгом отправиться на Дальний Восток. «Передо мною, как перед художником, Война, и я ее бью, сколько у меня есть сил…» Война оказалась сильнее… Утром 31 марта (13 апреля) флагманский броненосец «Петропавловск», на борту которого находились адмирал С.О. Макаров и художник Верещагин, подорвался на японских минах и затонул в считаные минуты. Мировая пресса со скорбью откликнулась на гибель русского художника, не было ни одной европейской газеты, которая бы не посвятила памяти погибшего статьи, заметки, стихотворения.

Имена наших выдающихся земляков Василия и Николая Верещагинах навсегда вошли в историю отечественной науки и мировой художественной культуры.

Любовь Маликова