Помогать ли школьнику делать уроки?

«Конечно, помогать ребенку с домашними заданиями нужно. Весь вопрос, в каком объеме и с какой целью. При этом не стоит забывать, что на чаше весов находятся еще и ваши с ребенком отношения. Школа рано или поздно закончится, а вот испорченные отношения, обиды останутся с вами надолго», — считает психолог БФ «Дорога к дому» Екатерина Репина. Она прокомментировала мнения и вопросы участниц виртуальной беседы, прошедшей в группе газеты «Голос Череповца» в социальной сети «ВКонтакте» в рамках проекта «Семья онлайн».

«Перестраховщица»

«Я мама дочери-третьеклассницы. С самого начала повелось так, что дочка стала просить помощи в подготовке домашних заданий. Раз пришла за помощью, два, три. Мне несложно объяснить, но я вижу, что ребенок уже злоупотребляет этим. Она даже не хочет вникать в суть задания, тянет время, чтобы дождаться меня с работы и сесть за «домашку» вместе. Я пыталась говорить с дочкой, чтобы она сама делала уроки, но она отказывается, плачет, дуется. Должен ли родитель помогать ребенку с домашними заданиями?» — написала сообщение в нашу группу Татьяна.


— Возможно, дочка просто хочет вечером вашего внимания и добивается этого как раз «домашкой», — вступила в диалог подписчица Марина Григорьева. — Если вы начнете уделять больше времени после работы на какие-то совместные занятия с ребенком, то, думаю, она станет делать домашнее задание сама, в ваше отсутствие. Но только не говорите ей это прямым текстом. Лучше скажите утром примерно так: «Доченька, сегодня, когда я приду с работы, давай порисуем / повышиваем / пособираем пазл (прочее) вместе. Только постарайся сделать уроки к вечеру, чтобы мы могли вместе этим заняться».

О том, чем чреват для ребенка тотальный родительский контроль за выполнением уроков, не понаслышке знает наша подписчица, которая оставила следующее сообщение под никнеймом No Surprises:

— У меня до 11-го класса родители проверяли «домашку», в итоге я сейчас даже на работе ощущаю, что за мной должны перепроверить… Неправильно это. Мои одноклассники делали домашние задания сами и соображали быстрее. Так что приучите дочку к самостоятельности, это основа успешной взрослой жизни.
— Вы не пытались говорить родителям, что в состоянии справиться с домашней работой самостоятельно, что помощь вам не нужна? — поинтересовались мы у девушки.
— Пыталась, но робко, гиперпослушная была, тем более, получи я четверку или что похуже, очень сильно ругали бы, расстраивались. Проще было дать проверить и перестраховаться…

Кто отвечает за учебу?

Модератором виртуальной беседы выступила психолог благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» Екатерина Репина.

— Действительно, многие родители с ужасом ждут начала учебного года, так как боятся снова погрузиться в «кошмар» подготовки домашних заданий с ребенком. Неоднократно мне приходилось слышать от родителя: «Тянет с «домашкой» до последнего, пока я к нему не подойду. Начинаем делать. Делает еле-еле. Я начинаю торопить. Он ничего не понимает. Я начинаю орать. Он ревет. На часах уже первый час ночи, а вставать в семь утра… И так каждый день». К сожалению, количество времени, потраченное на подготовку домашних заданий с ребенком, не является гарантией успешного обучения ребенка, — говорит психолог. — У меня всегда возникает вопрос: кто отвечает за учебу? Если мама, то у ребенка есть несколько вариантов:
1) требовать отдать ему ответственность за свои уроки; обычно дети делают такие попытки пару раз, но страх родителей дает отрицательный результат;
2) смириться и жить под вечным контролем и гнетом родительской тревоги, при этом слушая жалобы родителей на отсутствие у них личного времени и т. д.;
3) бунтовать и вредничать, что, кстати, большинство и делает.

«Хвалите не скупясь»

Екатерина Репина ответила на вопросы участниц группы «Голоса Череповца» во «ВКонтакте».

«Мой сын пошел в первый класс. Как приучить его к ответственности за выполнение домашнего задания?» — спросила подписчица Светлана.
— Спрашиваем у сына, какие уроки надо делать на завтра. Потом интересуемся, когда он будет садиться за них. Спрашиваем, нужна ли помощь в их выполнении. Сообщаем, что готовы помочь, если ему это потребуется. Просим показать, что получилось. И хвалим не скупясь, — дает рекомендацию Екатерина.

«Моей дочери 11 лет, — пишет подписчица Ирина. — Она учится во вторую смену. Домой возвращается поздно, говорит, что устала и уроки делать не хочет. А утром мы с мужем на работе — проверять не сможем. Как быть? Настаивать на том, чтобы дочка готовила уроки поздним вечером под нашим присмотром, или пусть делает их самостоятельно?»

— Если ребенок успевает по всем предметам, не вижу смысла в тотальном контроле. Здесь стоит вопрос доверия к дочери, родительского чувства вины и тревоги. Это непросто — уважать выбор ребенка и доверять. Но если мы хотим вырастить ребенка самостоятельным, нужно научиться этим важным вещам.
По поводу графика выполнения домашнего задания при учебе во вторую смену — здесь все индивидуально, нужно поэкспериментировать. Одна клиентка поделилась опытом: ее ребенок приноровился делать уроки с утра. Встает в четыре часа и до школы их готовит. Перед работой она успевает их посмотреть.

«Моя дочь (7-й класс) отказывается делать уроки, говорит, что учеба ей неинтересна, она и так все знает; никаких планов и амбиций. Как объяснить ей, что хорошая учеба нужна не нам, родителям, а в первую очередь ей?» — задает вопрос читательница Екатерина.

— Редкому ребенку в седьмом классе интересна учеба, — отвечает психолог. — Если развитие идет правильно и подростковый возраст наступил, на первый план выходит интимно-личностное общение, а не учебная деятельность. Что с этим делать родителям? Набраться терпения, разговаривать с подростком о его интересах, планах, мечтах (без нотаций и угроз). Большинство подростков воспринимают учебу как пустую трату времени. Им непонятно, как она связана с их будущим. Вот здесь и есть задача взрослого — показать ребенку наличие этой связи. С подростками нужно разговаривать об их целях. И вместе искать ресурсы для их достижения. Даже если сейчас ребенок хочет стать блогером, можно вместе с ним прийти к выводу о том, что у образованного блогера больше шансов быть популярным (привести аргументы). Цели будут меняться со временем, а образование впишется в голову ребенка как один из мощнейших ресурсов достижения собственной цели. Запугивания не помогают, а только усугубляют ситуацию. Чем ты хочешь заниматься в жизни? Или чем точно не хочешь? Как к этому прийти? Какие пути ведут к твоей цели? Вот примерные вопросы, которые, на мой взгляд, полезно задавать ребенку.

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»