14 октября 2019, 15:13

Ушел из жизни Лев Делюсто

На протяжении всей жизни инженер городских промпредприятий и педагог Лев Делюсто в свободное от работы время проектировал мосты для Череповца. За полтора года до смерти он принес в редакцию «Речи» чертеж понтонного моста через Шексну.

«Как пришла идея первого моста? Я сам, как житель города, до постройки Октябрьского моста часто переезжал на ту сторону на лодках, как все, — в пять часов утра за грибами, например», — рассказал тогда инженер корреспонденту «Речи».

В середине 1960-х годов, когда в Череповце активно обсуждалось строительство моста через Шексну, в работу включился и совсем еще молодой Делюсто, в ту пору студент Ленинградского кораблестроительного института.

«В 1966 году, когда вопрос строительства моста через Шексну уже начал обсуждаться, я рассказал о своей идее висячего вантового моста по типу знаменитого моста в Сан-Франциско (мост Золотые Ворота. — Авт.) руководству «Коксохиммонтажа», и меня поддержали, — вспоминал Лев Делюсто. — Тогда за рубежом вовсю шло строительство таких мостов, они отвечали велению времени. Вместе с коллективом предприятия мы сделали большой стальной макет — около трех метров длиной и метр шириной. И макет вызвал интерес, но реакция была неоднозначной, особенно у специалистов».

Студента Льва Делюсто тоже приглашали на совещания и дали возможность представить свой проект. «Там присутствовали люди, которые отстаивали свои проекты, и, конечно, мою идею восприняли в штыки, обвинили даже: мол, нет еще высшего образования, а лезет», — рассказывал изобретатель. Вместе с тем в процессе обсуждения Череповец отказался от железобетонного моста, громоздкого и дорогого, в пользу первого в РСФСР вантового.

Другой, понтонный мост Лев Делюсто разработал в последние годы.

«Октябрьский мост — один из символов Череповца, но и он стареет, — говорил он. — Что будем делать, если новый мост еще не построим, а этот вдруг выйдет из строя?»

По замыслу автора, мост должен иметь плавучие опоры, благодаря чему он не будет менять свое положение в зависимости от уровня воды в реке, находясь на одном и том же уровне с дорожным полотном. При колебаниях воды в балластные цистерны должна закачиваться вода, и мост оставался бы на плаву.

Для пропуска судов предусмотрены ворота — механизмы разворачивают часть понтонной конструкции вдоль русла, открывая проход. В основу положена современная американская технология. Лев Делюсто предлагал установить понтонный мост в районе улицы Горького на одном берегу и Усадьбы Гальских — на другом. Одним из главных преимуществ понтонного моста инженер называл его сборно-разборный характер, благодаря чему мост можно двигать по реке с места на место.

Сергей Виноградов